Развитие внимания у детей 7 лет. Упражнения на внимание

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены периодически включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Ниже мы приведем некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.

Развивающие игры и упражнения на внимание для детей

1. Упражнение "Следи за своей речью"

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, ""да"" и ""нет"" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

Вы хотите купить черное платье?

Я хочу купить зеленое платье.

А разве зеленое вам к лицу?

Мне просто нравится зеленый бархат.

Это будет бальное платье?

Бальное.

Ваше зеленое платье должно быть длинным?

Проигрыш . Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение "Запрещенная буква"

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

3. Упражнение "Скрытая подсказка"

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

4. Упражнение "Спрятанное слово"

В играх часто ищут спрятанный предмет.

Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.

5. Игра "Что изменилось?"

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

6. Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти)

Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.

За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.

Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.

Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.

Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

Тула, Полтава.

Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.

Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.

Допустивший ошибку выбывает из игры.

Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре.

7. Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

8. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

9. Упражнение "Что изменилось?" (упражнение на развитие наблюдательности)

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед ребенком 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.

10. Картинки "Найди отличие"

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

11. Упражнение "Раскрась вторую половинку"

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

12. Упражнение "Цифровая таблица"

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8

Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.

Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

13. Птица - не птица

Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:

"А муха - это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!

14. Летела корова

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
15. Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

16. Игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

17. Игра "Маленький жук"
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

18. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания

(умения выполнять несколько дел одновременно).
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

19. Упражнение на распределение внимания
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

20. Упражнение на усиление концентрации слухового внимания

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)
В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: "Загадай число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."
Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.

21. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

22. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания)

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.

Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.

Как заниматься с детьми упражнениями на внимание

Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка - это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. У детей пяти - семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми.

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей будущих первоклассников:

Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны . Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:

Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами". Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям малыша.

Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: "Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!", вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.

В силу возраста дети не способны сосредотачивать внимание произвольно. Особенно это касается младшеклассников, которым в один момент интересно всё. Родители часто задаются целью привить ребёнку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путём интересных игр и постоянного контроля, рассмотрим важные аспекты воспитания.

  1. Ищите новые нестандартные способы привлечения внимания ребёнка. Сделать это можно с помощью наглядного и неожиданного примера, который сопровождается массой эмоций с вашей стороны. Если малыш занят определённым делом, полностью на нём концентрируясь, не торопитесь давать ему новое задание, чтобы не отвлекать.
  2. Выбирайте соответствующее время для проведения занятий. В комнате не должно быть ярких игрушек, которые не позволят малышу сосредоточиться. Не стоит начинать упражнение, если в соседнем помещении играет музыка или шумят домочадцы. Заранее договоритесь с семьёй, что они не будут вас тревожить и мельтешить перед глазами, чтобы не сбивать чадо с толку.
  3. Прежде чем дать малышу конкретное задание, оцените его с точки зрения ребёнка. Упражнение на повышение внимания должно быть легкодоступным, внятным, весёлым и доброжелательным. Желательно выстраивать логическую цепочку для ребёнка в виде пошаговой инструкции.
  4. Во время проведения упражнений на концентрацию внимания следите за собственными эмоциями. Ни в коем случае не хмурьтесь, если этого не требует сценарий. Не повышайте голос, не упрекайте ребёнка. В течение всего занятия необходимо вести себя дружелюбно и сдержанно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Улыбайтесь, не скупитесь на комплименты, восторженно визжите.

Упражнения для развития внимания у ребёнка

Найди игрушку
Возьмите 5 игрушек, расположите их перед ребёнком. Попросите чадо закрыть глаза, после чего спрячьте один предмет. Теперь ребёнку необходимо открыть глаза и сказать, какая игрушка пропала. Со временем вы заметите, как малыш начнёт с лёгкостью концентрироваться. После этого момента стоит увеличить количество предметов до 7 или 10.

Повтори последовательность
Возьмите цветной картон, вырежете из него 2 больших красных круга, 2 зелёных квадрата, 3 разноцветных треугольника и обязательно 2 жёлтых звезды. Распределите на равной поверхности все предметы в той последовательности, в какой посчитаете нужным. Посадите ребёнка напротив, выделите ему 3 минуты, чтобы малыш запомнил комбинацию. Попросите чадо закрыть глаза, перемешайте фигурки в одну кучу. Поручите малышу воспроизвести увиденную ранее последовательность. Очень важно вам самим запомнить, где находилась каждая фигура, чтобы не сбивать ребёнка с толку. Для начала можно располагать вырезки по возрастанию или по цвету, а затем использовать хаотичный порядок.

Подчеркни буквы
Распечатайте на альбомных листах текст крупным шрифтом или возьмите обычную детскую книжку. Попросите ребёнка зачеркнуть (подчеркнуть) все буквы О и Б. Во время занятий следите за тем, чтобы малыш просматривал слова построчно, а не бегал глазами по листу хаотично. В среднем упражнение выполняется 5 минут, для этих целей включите секундомер, чтобы показать всю серьёзность порученного задания. Дети 6-8 лет должны просмотреть за отведённое время около 300-400 знаков, при этом количество ошибок не должно превышать 10. Желательно делать упражнение каждый день по 2 раза. Со временем необходимо усложнить задачу, прибавив ещё 2 буквы - А и В.

Найди 5 отличий
В любом канцелярском магазине продаются детские книжки для развития концентрации и внимания. Обычно они состоят из 12-15 листов, на каждом обороте нарисовано по 2 фигуры, имеющие незначительные различия. Попросите малыша внимательно просмотреть картинки и найти отличия между нарисованными персонажами. Чтобы у ребёнка не иссяк интерес, приобретите не 1, а 5-7 книг, обрабатывайте их по очереди. Также продаются издания, где необходимо обнаружить одинаковые объекты. Используйте 2 вида попеременно, чтобы в разы увеличить эффективность.

Опиши предмет
Перед очередной прогулкой договоритесь с малышом, что отныне на вас возложена ответственная миссия. Уточните, что в определённый момент вы будете показывать на какой-либо предмет, а ребёнок должен на нём сконцентрироваться. Придумайте определённую команду, которая будет понятна вам двоим. Подойдут восклицания «Внимание!», «Але оп!» и прочие. В первое время стоит заострять внимание только на крупных предметах, будь то разноцветное здание, голубой автомобиль или повозка с лошадью. По истечении месяца ежедневных тренировок усложняйте задание, выбирая предметы поменьше. Ещё через пару недель добавьте новый пункт: просите малыша описать увиденный предмет. При этом ему стоит обращать внимание на цвет, форму и незначительные детали. Чаще хвалите ребёнка, но делайте это с умом. К примеру, он заметил собаку и уточнил, что у неё лапки белого цвета. Похвалите и произнесите «Ты такой внимательный! Мне очень понравилось, что ты увидел белые лапки, а я нет. Продолжай в том же духе!». Если чадо поймёт, что его внимание похвально, он начнёт стараться в разы лучше, а тренировки с каждый днём будут более эффективными.

Найди друга
Упражнение рассчитано на выполнение в большом кругу детей, к нему часто прибегают психологи и педагоги. Вы - комиссар, дети - помощники. Посадите малышей в круг, а сами сядьте поодаль, чтобы внимательно наблюдать за своим чадом. Выделите определённого ребёнка, к примеру, мальчика в голубой рубашке. Затем произнесите фразу «Внимание, помощник в голубой рубашке, просьба подойти к комиссару!». Дети начнут осматривать друг друга, далее помощник выходит и продолжает игру, но теперь он - комиссар. Желательно выбирать не большие предметы, такие как джинсы или рубашка, а нечто мелкое. Подойдут застёжки на обуви или наручные часы, кулончик, цветные пуговицы.

Соблюдай правила дорожного движения
Участвовать могут все: бабушки, дедушки, мамы, папы, друзья. Суть игры заключается в правильном регулировании автомобильного движения. Нарисуйте на асфальте перекрёсток, укажите на нём пешеходные переходы, сигналы «Стоп» и другие знаки, которые будут понятны детям. Поставьте в центр одного ведущего. Разделите участников, на 2 группы - пешеходы и водители. В какой из них будет ваш ребёнок неважно, концентрироваться необходимо всем. По сигналу регулировщика машины начинают ехать, а пешеходы - переходить дорогу. Ведущий должен следить за соблюдением ПДД. Кто нарушает правила - вылетает из игры.

Во время проведения игр, направленных на улучшение концентрации, старайтесь выражать эмоции. Хлопайте в ладоши, хвалите ребёнка, делайте всё, чтобы восторг от мероприятия передался вашему малышу. Следите за правильным выполнением упражнений, повышайте сложность после закрепления определённых навыков.

Видео: как развивать память и внимание

Серия развивающих игр для учащихся 1-2 класса

Игры на развитие внимания и памяти, или Как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета» . Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия» . Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» . Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам» . Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?» . Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй» . Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни» . Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор» . Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики» . Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии» . Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное» . Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение» . Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста» . Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?» . На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?» . На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник» . Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

6. Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

7. Игра «Цепочка действий» . Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Последние годы за рубежом и в России создаются и становятся популярными игры и упражнения на развитие внимания. Очень важно заниматься развитием внимания, как у детей, так и у взрослых. Чтобы легче вам было развивать внимание, мы дадим вам следующие упражнения.

Упражнение 1

Посмотрите вокруг, какие предметы вас окружают? Вам надо выбрать один из этих предметов и внимательно изучить его.

Например, ваза для цветов. Посмотрите внимательно на нее. Какой формы ваза? Каким она цветом? Изучите ее. Постарайтесь сделать описание этой вазы, не прикасаясь к ней. Посмотрите, какая у нее поверхность (гладкая, ребристая, с выбитым рисунком, пыльная, старая). Какое основание у вазы (круглое, необычной формы)? Посмотрите, какая она тусклая или блестящая? Дайте оценку вашей вазе, что она значит для вас и какая ее необходимость. Точно также вы можете рассмотреть и другие предметы, которые вас окружают.

Упражнение 2

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

Упражнение 3

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше предметов, семь или десять штук. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 4

Это упражнение выполняется вдвоем. Возьмите для выполнения этого задания друга или подругу. Ваш друг должен задавать вам вопросы на любые темы и разной сложности. Вы должны отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и так далее)

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Изучайте новое с радостью, чтобы у вас было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте свою познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством вы быстрее чему - либо учитесь и овладеваете новыми знаниями и навыками.

Упражнение 5

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак-кошакыч. Он любит спать на диван-диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп-храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Упражнение 6

Следующее упражнение надо делать с другом или подругой.

Пример 1 . Послушайте песню, потом ваш друг должен убрать одну строчку из этой песни это может быть любая строка только не первые строчки и не последняя. Ваша задача, определить, какой строчки не хватает.

Пример 2 . Послушайте стихотворение в исполнении вашего друга. Затем ваш друг убирает одну строчку из стихотворения. Ваша задача, определить, какой строчки не хватает.

Упражнение 7

Посмотрите на следующее число и найдите число из двух последовательных цифр, которое в сумме дает 12.

57874967347567879384

Теперь назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые дают сумму 14.

86769783862577895

Упражнение 8

Какие цифры одновременно делятся на 2 и на 3.

56 74 99 66 84 75 36 42

Упражнение 9

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный фильм или передача. Теперь в течение двух минут смотрите на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Упражнение 10

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Вам надо одновременно двумя руками нарисовать круг и квадрат. Левой рукой вы рисуете круг, а правой квадрат. Вы одновременно начинаете рисовать и одновременно заканчиваете. Круг должен получиться ровным с красивой окружностью, а квадрат с красивыми углами.

Посмотрите, что у вас получилось.

Теперь вам надо нарисовать как можно больше кругов и квадратов за одну минуту.

После выполнения упражнения можете оценить себя:

    5 картинок – плохо;

    6-7 – среднее не плохо и не хорошо;

    8-10 – хорошо;

    Свыше 10 – очень хороший результат.

Упражнение 11

Надо нарисовать круг и квадрат двумя разными пальцами одной руки.

Потренируйтесь, как можно взять удобнее карандаши, чтобы у вас получалось нарисовать два предмета одновременно.

Сколько вы сможете нарисовать кругов и квадратов за пять минут.

После выполнения упражнения вы можете оценить себя.

Если не получилось нарисовать:

    Ни одного – плохо;

    1-3 – среднее неплохо;

    4-5 – хорошо;

    Свыше 5 – очень хорошо.

Упражнение 12

Напишите цифры один и два, двумя разными пальцами одной руки. Посмотрите, что у вас получилось. Затем можете взять цифры два и три и потренироваться с ними.

Если не получилось написать:

    Ни одного – плохо;

    1-3 – среднее неплохо;

    4-5 – хорошо;

    Свыше 5 – очень хорошо.

Упражнение 13

Найдите в следующей фразе имя:

Например, принесите кофе дяде. Здесь можно найти имя Федя.

Прочитайте следующие предложения и найдите в них имена:

    Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие - в апельсиновом желе!

    Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

    Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

    Ковал я железо ярким днем.

Попробуйте сами составить такие предложения.

Упражнение 14

Следующее упражнение описание предмета по памяти. Возьмите какой-нибудь предмет например, настольную лампу. Рассмотрите ее внимательно. Теперь закройте глаза и расскажите все, что вы запомнили, опишите лампу. Затем можете открыть глаза и посмотреть, что вы упустили в своем рассказе. Снова закройте глаза и попробуйте более точно описать лампу. Это упражнение надо повторять несколько раз. Вам надо научиться описывать полностью, ничего не упуская. Потом вы можете проделать это – же упражнение с другим предметом.

Упражнение 15

В упражнении 14 вы описывали лампу. Теперь в упражнении 15 вам надо спрятать лампу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти. Сравните ваш рисунок с оригиналом лампы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 16

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день. Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 17

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Например, возьмите книгу с яркими картинками. Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили.

Такое же упражнение можно провести, например с картиной. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 18

В этом упражнении вам надо взять 5-7 предметов не рассматривая их и положить на стол. Закройте их темным материалом. Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы. Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 в другой раз 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 19

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся. Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 20

Это упражнение поможет вам запомнить важное. Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл. Он мчится и издает, какие-то звуки. Какие они? придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 21

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации. Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 22

Придумайте себе какой–нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути. Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет.

Упражнение 23

Выберите несколько предметов для своего внимания, чтобы они одинаково воспринимались вами. Потом постарайтесь сконцентрировать свое внимание на одном из предметов, который вы выберете главным.

Все внимание можно разделить на три круга:

    Большой круг – это все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – весь зрительный зал, в институте – вся аудитория);

    Средний круг – это круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – весь зрительный зал);

    Малый круг – это сам человек и пространство, которое его окружает (в театре – сам артист и ближайшее пространство там где он играет свою роль).

Игры на развитие внимания

Развивающие игры и упражнения - отличный вариант не просто скоротать время или развлечься, но еще и улучшить память. Рассмотрим некоторые из самых мощных упражнений.

Развивающая игра "матрицы памяти"

Запоминайте расположение закрашенных полей за 1-2 секунды, после чего воспроизводите закрашенные поля по памяти. Игра тренирует визуальную память и скорость запоминания.

Поиск цифр и букв

Попробуйте также потренироваться в поиске букв . Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение . Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел .

Развивающая игра "Запомнить и найти"

Игра на развитие рабочей памяти, запоминания предметов. На мгновение показывается набор объектов, которые нужно успеть запомнить, и по памяти определить, какой объект поменялся.

Пятнашки

Чтение пристрелкой

Также мы разработали еще один полезный тренажер, который подходит как для развития бокового зрения , так и для развития скорочтения . При нажатии на кнопку "Случайная фраза" тренажер отображает на 1-2 секунды случайное предложение. Старайтесь охватить взглядом всю строку:

Курсы на развитие внимания

Эти курсы помогут развить сто процентное внимание, отличную память, быстрое чтение и устный счет.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Заключение

Развивайте свое воображение, включайте логическое мышление, научитесь перераспределять свое внимание. Надо уметь организовать процесс обучения так, чтобы он был для вас интересным и увлекательным.