Графическое запоминание букв русского алфавита. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках

Обучение чтению дошкольников в игровой форме - это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет - интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:

  • Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
  • Внимание становится произвольным.
  • Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
  • Растет самооценка, осознание себя как личности.
  • Игра остается основной формой получения знаний.

Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1. Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в , поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:









Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.









Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.










Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.



Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:





Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.


Задания

Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность - они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

Найди буквы и раскрась

Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.



Найди буквы на картинке



Когда в семье живет ребенок дошкольного возраста ему хочется скорее показать мир, рассказать, что такое азбука, выучить с ними алфавит и цифры. Но слишком рано такие занятия не принесут никакого результата, ведь физиологические особенности детей никто не отменял и с ними необходимо считаться.

Например, с 2-х летнего возраста ребенок осознанно познает мир через прикосновения, вкусовые ощущения и зрение, а вот заинтересовать его в это время учебой практически невозможно, так как детскому уму еще не понять значение цифр и букв.

Учить буквы с ребенком чаще всего начинают с 4-х лет, ведь он уже начинает анализировать свои действия и понемногу понимать для чего ему нужно учится. К тому же времени на это уйдет мало – 10–15 минут в день.

В 6–7 у деток улучшается память, мышление и восприятие, поэтому они наверняка готовы к игре в школу. Так что если раньше ваш малыш не проявлял никакого интереса к учебе, то сейчас самое время научить его новым занятиям.

Мария Монсессори – известный испанский педагог, которая основала свою школу для малышей и предложила одну из самых известных методик, которая поможет выучить с ребенком алфавит при помощи игры. Она состоит из 4 частей и рассчитана для детей любых возрастов от 3 до 6 или даже 7 лет.

Рисуем на песке – развиваем речь

Перед тем как ребенок сможет правильно и быстро писать буквы ему нужно развить мышцы рук и укрепить пальчики, которым вскоре предстоит довольно часто держать ручку. Так что первая игра Монтессори – рисунки пальцем на песке. Если возможности пойти на пляж нету, то достаточно высыпать немного манной крупы на противень, на котором и будет проходить занятие. Начните рисовать что-то простое, например, улыбающийся смайлик, солнышко или елочку, а малыш пусть все за вами повторяет. Когда перейдете к более сложным рисункам, то работайте с ребенком вместе: он нарисовал голову, вы – туловище и так далее.

«Шершавые буквы»

Следующее упражнение, что поможет выучить алфавит играя, называется «Шершавые буквы», которая предполагает наличие специальных букв. Их можно купить в интернет-магазине или посмотреть обучающее видео, где рассказывается, как их сделать для детей самостоятельно.

Далее, показываем ребенку одну букву и говорим, как она произносится, после пускай малыш повторит за вами услышанный звук. В конце обязательно даем возможность потрогать карточку с буквой, одновременно произнося ее звучание и показываем предмет, что начинается на выученную букву.

За раз необходимо проработать три буковки и в начале каждого занятия повторить уже выученное. Если ребенок подзабыл что-то из прошедшего материала, то смело добавляйте забытого «товарища» в новую тройку из азбуки.

Все остальные развивающие способы учения букв для малышей можно почитать в книге Мари-Элен Пляс «Учим буквы по методике Монтессори».

Методики и упражнения для малышей от 4-х до 6 лет

Буквы из мозаики

Как уже говорилось выше, 4 годика – это лучший период для обучения и запоминания. В это время уже можно использовать мозаику, из которой ребенок должен будет сложить названную родителем букву. В мозаике легче научить писать буквы с горизонтальными линиями, а чтобы усложнить задание попросите сделать букву определенного цвета, маленькую или большую.

«Азбука из пластилина»

Следующий вариант игры с ребенком уже 5-ти и 6-ти летнего возраста – это «Азбука из пластилина». На доске для лепки карандашом нарисуйте очертание букв и попросите малыша вылепить определенную букву из пластилина. Когда получится их хорошо выучить, можно усложнить задачу выполняя задание быстро. «Азбука» хороша для игры с ребенком тем, что помогает быстрее запомнить алфавит и разработать моторику пальцев.

Существует еще очень много методик, которые подойдут маленьким деткам. Для некоторых из них необходимо делать «инвентарь» своими руками в чем вам, несомненно, помогут видео из Интернета.

Развивающие компьютерные игры для изучения цифр

Детей очень привлекает техника, в том числе и компьютеры. И нет ничего плохого в том, если девочек и мальчиков, начиная с 4-х лет, будет учить и запоминать цифры играя на ноутбуке. Ведь есть видео, методики, развивающие игрушки онлайн способные правильно научить запоминать цифры. Например, онлайн-программа, где ребенок должен разукрасить определенную цифру в понравившийся цвет и чем чаще он будет ее разукрашивать, тем быстрее запомнит.

Если вашему ребенку уже 5–6 лет, то выбираются симуляторы посложнее, такие как «Найди пару – сложение», «Найди пару – вычитание» и с их помощью изучают вычисление и прибавление. Данные игрушки выполнены в виде закрытых квадратиков, которые игрок открывает, запоминает, что там написано (например, 7+3=) и ищет к нему правильный ответ.

Если не касаться компьютера, то запомнить цифры помогут простенькие упражнения. Например, идя по улице попросите ребенка запомнить номер стоящей во дворе машине или найти в нем конкретную цифру. Хорошо влияют запоминанию с самого малого возраста забавные стишки, песенки и считалочки, которые легко запоминаются и рассказывают о чем-то интересном.

Как видите, способов научить ребенка произносить буквы, запоминать числа очень много: методики популярных педагогов и психологов (помимо работы Монтессори распространены методики Зайцева и Полякова), обучающие видео, развивающие игрушки и упражнения.

Методики справляются со своей задачей при условии, что воспитательный процесс происходит правильно – не заставляют ребенка учиться в плохом настроении, не повышают голос, не требуют слишком многого и гордятся даже минимальными достижениями. А главное, что выбранный способ должен соответствовать возрасту и способностям малыша.

Если видите, что дошкольнику интересно учиться, хочется постоянно узнавать что-то новое и поскорее разобрать, что написано на магазинных вывесках, то азбука станет идеальной первой книгой, которую ребенку будет интересно изучить.


2. "Подарки" (идея подсмотрена )
Насосы очень любят накачивать шины у велосипеда. Когда насосы работают, они "поют" свою любимую песенку - звук [С]: С-С-С. У насосов сегодня день рождения! Давай подарим им те подарки, в названии которых есть звук [С]! Что ты подаришь?

3. Гимнастика.
На улице холодно, дует ветер, идёт снег. Покажи, как ты замёрз, съёжился! Давай изобразим как мы на улице лепим снеговика (имитируем движения). Поработали, отогрелись, расслабились.

4а. "Ловишки" (очень хороший !)
Я буду называть разные звуки, но если среди них услышишь звук [С], ты должен "поймать" его, хлопнув в ладоши.
= мм-ррр-ссс-т-с-п-ф-ш-ф-с
= мма-ррра-та-сса-фо-ту-пу-кы-су

4б. Когда услышишь слова с буквой "С" - хлопни в ладошки!
= сосна, ваза, лиса, Вася, заяц, озеро, осина

5. Игра с мячом "Эхо" (подсмотрела )
Я буду "бросать" тебе буквы, а ты возвращай мне слоги!
= с, а - са
= с, и - си
= с, у - су
= с, о - со

6. Твёрдый и мягкий "С"
* Прочитай слоги! ()


* Определи сам, в каких словах С твёрдая, а в каких - мягкая! (можно попроисть ребёнка сильно и слабо стучать по столу, или топать ногой и хлопать в ладошки, или раскладывать в разные чашечки шарики, или строить из кубиков пирамиду, и т.д.)
- сад, карась, рис, бусы, синий, суп, синичка, снегирь, лиса, Серёжа, лес, сирень, сметана, середина, мясо

7. Найди спрятанные буквы "С". Обведи их. ()

8. Раскрась колокольчик с буквой "С" .()

9а. Обведи контур букв "С" .()

9б. Буква "С" ()

9в. Прописная буква "С" ()

10. Найти буквы "С" (взято )

11а. Рабочий лист про букву "С" ()

11б. Рабочий лист из "Запоминаю буквы" (нашла )

11в. Рабочий лист из "Говорим правильно"

11г. Рабочий лист из "Учим буквы играя"



12. Игра "Эхо" (подсмотрено )
Я буду произносить слова, а ты конец слова (эти отдельные слова будут начинаться на букву С) (лучше всего приготовить слайды).
= барсук (сук), место (сто), песок (сок), заслон (слон), присоска (соска), восемь (семь).

13. Игра "Улитка"
Можно просто попросить ребёнка называть по порядку все слова в улитке, уделяя должное внимание звуку С, или же бросать кубик и продвигаться на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы.


14. Игра "Волшебные фигуры".
Предложить ребёнку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать эти предметы. Затем обвести в КРУГ редметы, в названии которых слышится звук "Ш", в КВАДРАТ те предметы, в названии которых слышится звук "С", в ТРЕУГОЛЬНИК - со звуком "Ж". (подсмотрено )


15. Слова на букву "С"
Те слова, которые со звёздочкой, пусть назовёт во множественном числе.




16. "Что ты видишь на рисунке?" ()
Ответ: маска, каска, миска, киска


17. Игра "Следы".
Определить чьи эти следы на картинке.


18. Найти на картинке 20 слов, начинающихся на букву "С" (взято )


19. Игра-бродилка с буквами С и З (взято

Увлекательные игры и интересные упражнения помогают в лёгкой, непринуждённой форме учить с ребёнком буквы и цифры, цвета и геометрические фигуры. Они позволяют подходить к вопросу развития дошкольника комплексно, параллельно прорабатывая несколько тем.

Сегодня мы приготовили для вас, друзья, подборку отличных идей, благодаря которым вы пополните свою копилку развивающих игр с буквами.

Подвижные игры

«Буквенные классики»

Классики, или классы, - известная во всём мире детская забава: нарисованные мелом на асфальте пронумерованные квадраты, по которым надо прыгать, соблюдая перечень правил. Кстати! Используйте классические классики:), чтобы повторить с ребёнком цифры и потренировать счёт.

А что, если вместо цифр вписать в квадраты буквы? Мы получим отличную подвижную игру для изучения букв и обучения ребёнка чтению.

Вариантов сетки для букв множество:

  • таблицы различного размера с буквами в ячейке;
  • традиционный для классиков порядок квадратов;
  • буквы по кругу, в центре которого стоят игроки.

Правила буквенных классиков адаптируйте под возраст и уровень знаний малыша:

  • вы называете букву, а ребёнок должен встать (запрыгнуть) в соответствующий квадрат;
  • ребёнок бросает камешек и называет букву, на которую тот попал;
  • вы называете короткое слово, а ребёнок должен поочерёдно запрыгнуть в буквы, из которых это слово состоит;
  • вы называете слово, а ребёнку надо занять ячейки с буквами, из которых это слово состоит (по аналогии с игрой в твистер);
  • вы даёте игроку последовательные команды:
    • «Левой ножкой встань на гласную »;
    • «Двумя ногами прыгни в звонкую согласную» ;
    • «Присядь на первой букве алфавита ».
«Снайпер»

Изучая буквы, можно развивать ловкость и моторику малыша. Нет сомнений, что такие игры понравятся активным шалунам, помогут им дать выход накопившейся энергии и вместе с тем повторить буквы.

Вариантов организации игры может быть много. Вот некоторые идеи:

  • Прицепите карточки с буквами к картонным коробкам. Малышу надо бросать мячики или шарики для сухого бассейна, попадая в коробку с названной буквой, как в баскетболе.
  • Приклейте изображения букв на пластиковые бутылки, в которые для устойчивости наберите воды или песка. Пусть малыш сбивает бутылку с названной буквой, как в боулинге.
  • Сделайте из велкроткани (мягкая сторона контактной ленты (липучки)) плакат с алфавитом. Прикрепите его к вертикальной поверхности. Малышу надо попадать в ячейку с названной буквой мячиком, оклеенным липучкой, как в дартсе. Если смастерить алфавит-липучку сложно, сделайте плакат из плотной бумаги, а в качестве мячика используйте влажную губку. Но уже после нескольких бросков надо будет переключиться на другие развлечения, чтобы дать намокшей бумаге высохнуть.
«Мой весёлый, звонкий мяч»

Мяч можно бросать, ловить, катить, толкать… С ним уже придумано и можно придумать ещё множество самых разнообразных подвижных игр. А если соединить развивающие дидактические игры и подвижные игры с мячом, вы получите великолепнейшие условия для комплексной работы над физическими качествами и интеллектуальными способностями дошколят.

Придумывайте условия, при которых, играя с мячиком, ребёнок будет повторять буквы. Например:

  • Перебрасывать друг другу мяч, при каждом броске проговаривая буквы в алфавитном порядке.
  • Сесть на пол, разведя ноги в стороны. Перекатывать друг другу мяч, называя слова на заданную букву.
  • Игроки садятся в одну линию на скамейку или стульчики. Для каждого кона выбирается буква. Ведущий называет слово и через 2 секунды бросает мяч игроку. Если в названном слове есть стоящая на кону буква, мячик надо поймать, если нет - отбросить. Игрок, допустивший ошибку, становится ведущим, объявляется новый кон с новой буквой, и игра продолжается.

Игры с карточками

«Ревизор»

Приготовьте запас карточек с буквами, скотч и ножницы.

Пусть малыш проведёт ревизию имеющегося в доме имущества:

  • «Так, что это у нас тут стоит? Шкаф? Отлично, цепляем к нему букву «Ш» ;
  • на ванне будет красоваться буква «В»;
  • буквы «Д» украсят все двери в доме.
«Собери слово»

Приготовьте табличку такого вида:

Играть можно разными способами:

  • Разрежьте таблицу по границам ячеек. Пусть малыш составляет табличку из получившихся карточек.
  • Можно распечатать таблицу в двух вариантах. Один лист разрезать, второй оставить целым. Играть, как в лото, накрывая разрезанными карточками целую таблицу.
  • Наклейте строчки таблицы в блокнот на пружине. Разрежьте листы по границам ячеек. Отличный тренажёр для формирования навыков чтения готов! Перелистывайте странички, собирая слова. Сделайте больше слогов и уберите картинки, и ваша самодельная развивающая игра подойдёт даже для младшеклассников.
«Наведи порядок»

Вам понадобятся предметные картинки и органайзер с буквами. В отсек с буквой «А» отправятся «АИСТ», «АНАНАС» и «АВТОБУС», а «БАРАБАН», «БАНАН» и «БИНОКЛЬ» займут достойное место в ячейке с буквой «Б».

Под органайзер для этой игры можно приспособить что угодно:

  • коробки из-под сладостей;
  • одноразовые стаканчики;
  • лотки-вкладыши для столовых приборов.

Графические упражнения

Игры с буквами на бумаге отлично развивают зрительное внимание и память, помогают научить ребёнка читать быстро и грамотно.

«Прописи, раскраски, обводилки»

Адаптированные для дошкольников прописи помогут ребёнку выучить буквы и подготовить руку к письму. Вы можете купить готовые прописи или распечатать картинки из интернета.

Предлагайте малышу различные задания с распечатанными буквами:

  • зарисовать букву пальчиками;
  • заштриховать букву прямыми или волнистыми линиями;
  • сделать вдоль контура буквы проколы зубочисткой.
«Игры с таблицами»

Подготовьте таблицы вида:

Сложность упражнений должна соответствовать возрасту и подготовке малыша. Заданий с подобными буквенными таблицами можно придумать много. Например, такие:

  • в каждой строчке/столбце зачеркни повторяющиеся буквы;
  • придумай слово на каждую букву в таблице;
  • обведи буквы, обозначающие гласные звуки, в кружочек, а согласные зачеркни.
«Шифр»

Реши примеры. Из ответов составь слово при помощи таблицы с шифром:

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Обучение грамоте

«Игры и упражнения, способствующие запоминанию младшими школьниками графического образа букв»


Выполнила:

Миронова К.Ю.

учитель начальных классов

В настоящее время учителям начальных классов при обучении детей грамоте часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:

Выкладывание букв из палочек;

Выкладывание букв из шнурочков;

Выкладывание букв из мелких камушков;

Выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);

Лепка буквы из пластилина;

Обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.

Можно также предложить младшим школьникам выложить буквы из пальчиков:

Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.

Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.

Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.

Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.

Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.

Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.

Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.

Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы э.

Задания на карточках:

Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.

Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.

Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.

Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.

Игра «Буква-незнакомка».

На карточке у ученика напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет учитель, на втором этапе ученик показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ученик.

Игра «Мешочек».

В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (учитель или один из учеников) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.

2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.

Игра «деформированные буквы».

Вариантов данной игры существует много:

Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.

Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.

Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.

Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.

Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.

Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?

На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?

Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.

На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?

Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:


Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.