Причины греха чревоугодия или "Как победить обжорство"? Объядение К чему приводит грех чревоугодие.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть перечень грехов, которые делят на несколько категорий. Среди них выделяют страшные и не очень. Так что это за грех чревоугодие? Большинство говорит о том, что он связан с нарушением Адамом и Евой основных правил пребывания в райском саду. Если бы они тогда не вкусили плода из запретного Древа Добра и Зла, то возможно и вся история человечества пошла бы совершенно по другому пути.

Что значит чревоугодие

Есть несколько вариантов трактовки этого слова. Но все они связаны с превышением потребляемого количество пищи. В словарях мы можем найти такие трактовки:

  • неумеренность в еде;
  • обжорство;
  • отсутствие нормы в приеме продуктов питания.

Многие говорят о том, что такой порок может быть вызван не столько физическими потребностями, сколько нарушением духовного равновесия человека. Не для кого не секрет о том, что порой мы заедаем свои проблемы. Чтобы перебороть такой позыв, одного только волевого решения не достаточно. Стоит научится понимать настоящее место еды в нашей жизни.

Как относится вера к обжорству?

Что такое чревоугодие в православии? Его относят к наиболее тяжелым смертным грехам. Этот перечень дополняют также:

  • алчность;
  • лень;
  • гордыня;
  • похоть;
  • гнев;
  • зависть.

Человек принимает каждый раз все больше и больше пищи для получения удовольствия. Но со временем возникает проблема в том, что физиологически человеку становится сложно переварить то количество, которое он съедает. Святые отцы о чревоугодии высказываются достаточно категорично. Они считают, что человек, который поддался такому греховному состоянию, может быть подвержен и прочим негативным влияниям. К ним относят:

  • блуд;
  • отчаяние;
  • печаль;
  • сребролюбие;
  • гнев.

Почему чревоугодие смертный грех? Священники считают, что если Вы будете знать меру в еде, то после смерти будете обитать в раю. В ином же случае – станете добычей смерти. Если преодолеть свою тягу к употреблению чрезмерного количества пищи, то можно преодолеть и другие грехи.

Есть даже классификация данного греховного состояния:

  • питание проводится раньше положенного времени;
  • человека больше интересует количество пищи, а не ее вкусовые качества;
  • повышенное внимание к качеству продуктов питания и их изысканности;
  • глотание, без предварительного разжевывания;
  • употребление еды сразу после сна;
  • стремление скрыть свой порок.

Как избавится от греха

Справится с поставленной задачей не так уж и просто. В большей части данное решение зависит от человека. Если он поставит для себя такую задачу, то он ее достигнет. Немаловажным есть еще и поддержка окружающих. Помните, что если Вам будут говорить, что Вы справитесь, то так и будет. Это не так то просто, как многим может показаться изначально. Стоит приложить немало усилий.

Как избавиться от греха чревоугодия? В подобном аспекте важно понять для самого себя то, что все, что мы делаем, окажет результат не только на нашем внешнем виде, но и на внутреннем состоянии. В случае с едой, определении причины, которая приводит к подобному вожделению, может помочь справится. Не стоит думать, что постоянными перекусами и жеванием всего, что есть под рукой, можно наладить Вашу жизнь. Это совершенно не так. В некоторых случая итог будет абсолютно противоположный.

Все это говорит о том, что стоит задуматься над приемом пищи таким образом. Пересмотрите Ваши взгляды на данный процесс и все может нормализоваться. Постарайтесь найти гармонию между своим духовным и физическим состоянием. Обратитесь за помощью к Господу и он не оставит Вас наедине в данной ситуации.

Пусть хранит Вас Господь!

Считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. В современной европейской культуре обжорство определяется скорее медицинскими предписаниями, чем нравственными соображениями.

  • В современном западном обществе , согласно статистике, 50 % страдают избыточным весом - полмиллиарда людей. Этот факт даёт основания считать «цивилизованное общество» - обществом «обжор».

Литература

  • Иоанн Лествичник . Лествица. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве .

Ссылки


Смертные грехи

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чревоугодие" в других словарях:

    Чревоугодие … Орфографический словарь-справочник

    См. обжорство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. чревоугодие сущ. обжорство чрево … Словарь синонимов

    ЧРЕВОУГОДИЕ, чревоугодия, мн. нет, ср. (книжн.). Угождение чреву, обжорство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЧРЕВОУГОДИЕ, я, ср. Неумеренность в еде, обжорство. | прил. чревоугоднический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    чревоугодие - я, с. Пристрастие к вкусной, обильной пище. Мы... знали его привычки: он был склонен к чревоугодию, хвалился, что у него лучший повар в Париже (Никулин). Синонимы: обжо/рство (разг.) Этимология: От чрево (др. рус. чрѣво, ст. слав. чрѣво о. слав.… … Популярный словарь русского языка

    Чревоугодие - это грех объедания (чревообъедения), пьянства, несоблюдения постов, тайноедения, лакомства, нарушения воздержания, это любовь к своему животу (есть «от пуза»). Чревоугодие – это один из великих грехов, требующих избавления и исповедания.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    - (Фил.3:19) грех против второй заповеди и есть один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, то, по слову апостола, у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Обжорство, угождение чреву. Со времен античности сопутствовало сладострастию: философ стоик Хризипп в III в. до н.э. называл книгу Архестратоса Опсология (Гастрономия) произведением эротическим. см.симпосии. (Источник: Словарь сексуальных… … Сексологическая энциклопедия

    Ср. устар. Чрезмерное пристрастие ко вкусной и обильной еде как угождение чреву [чрево I]; обжорство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Чревоугодие, чревоугодия, чревоугодия, чревоугодий, чревоугодию, чревоугодиям, чревоугодие, чревоугодия, чревоугодием, чревоугодиями, чревоугодии, чревоугодиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Объядение, лакомство, чревоугодие. Учение отцов-пустынников о еде и посте , Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Кому-то на первый взгляд может показаться неуместным посвящать целую книгу процессу еды и воздержанию в ней, то есть посту. Не слишком ли естественное это дело - употребление пищи, чтобы…
  • Объядение, лакомство, чревоугодие. Учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского) , Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Как пишет сам автор, `знакомясь в ходе изложения со всевозможными аномалиями, связанными с едой, а также с методами их преодоления, попытаемся уяснить себе, что именно еда и пост значат для…

Все мы слышали о семи смертных грехах. Чтобы напомнить их, я перечислю оные: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и блуд. Список, что и говорить, совсем непрезентабельный. Многие скажут или спросят, а почему среди множества грехов именно эти выделены в особую категорию и являются самыми ужасными и непростительными?

И если кратко ответить на этот вопрос, то можно сказать, что это происходит потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном повторении этих грехов они приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души.

Это общая фраза. И смысл ее, возможно, понятен далеко не всем. Поэтому давайте сегодня остановимся на одном из грехов этого списка, рассмотрим его чуть подробнее и поймем, в чем же дело. И чем именно эти грехи отличны от иных.

А остановить ваше внимание я хочу на грехе чревоугодия. Все любим вкусно покушать? Тогда давайте разбираться в нашем пристрастии внимательнее.

Вы помните, когда впервые был совершен этот грех? Правильно! В райском саду, в Эдеме! Да, именно Адам и Ева вкусили запретный плод от дерева, плоды которого им запрещено было употреблять в пищу. А вот сумей они обуздать свое любопытство или, возможно, свой аппетит, могло ли быть всё иначе? Может быть, и сегодня всё человечество гуляло бы по райскому саду… Кто знает. Но как бы то ни было, грех чревоугодия был совершен в первые времена от создания мира.

И с тех пор он преследует нас, влечет, манит. И мы зачастую не можем отказать себе в удовольствии полакомиться чем-нибудь вкусненьким.

Но давайте прежде всего разберем, что же означает само понятие чревоугодия. Это обжорство, неумеренность в еде, пресыщение. Это своего рода безумие и одержимость на гастрономической основе.

А любое безумие и одержимость есть грех. Если пища становится вожделенной целью, непреодолимым желанием, то человек становится рабом своего желудка. И порой это рабство доводит человека практически до скотского состояния. Грузный, жирный, обрюзгший человек далеко не всем внушает симпатию и располагает к себе.

Святые отцы утверждали, что если человек не может обуздать свой желудок и подчиняется греху чревоугодия, то такого человека легко одолеют и другие пороки.

И этому легко найти подтверждения в книгах как Ветхого, так и Нового Заветов. Прочтем царя Соломона: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет их в рубище ». Пресыщающийся – значит объедающийся на современном русском языке. Также тот же царь Соломон велел: «И поставь преграду гортани своей, если ты алчен ».

А вот апостол Павел, ближайший последователь Христа и автор нескольких Посланий Нового Завета, писал: «Пища не приближает нас к Богу ».

А вот сейчас давайте вспомним еще один широкоизвестный библейский эпизод. Ветхозаветный. Жили два брата-близнеца Исав и Иаков. Это, как вы поняли, сыновья Исаака и внуки праведного Авраама. Исав был старшим и, следовательно, он должен был наследовать благословение отца по праву первородства. Так происходило всегда в ветхозаветные времена.

Однажды он пришел с поля, на котором работал. Он был очень уставший и неимоверно голодный. И заметил, что его младший брат варит чечевичную похлебку. Она была красивого красного цвета, источала неповторимый аромат, кипела на огне… Представьте, как это соблазнило уставшего, наработавшегося, голодного человека. И Исав попросил у брата поесть. Но Иаков был непрост. Он не стал по-братски делиться с Исавом едой, а взамен тарелки супа потребовал уступить ему право первородства.

Исав в состоянии абсолютного голода и усталости был согласен на всё. Что ему было первородство, если он чувствовал, что силы покидают его. Естественно, он согласился и получил порцию вожделенной похлебки.

Вы представляете? Променять первородство – а это значило, что от его рода должен прийти в мир Мессия – за тарелку супа!!!

Но дело было сделано. И чревоугодие сыграло с Исавом страшную шутку. Он навсегда лишился возможности быть прародителем Спасителя, он потерял право быть благословенным отцом для всего человечества… И виной всему – пресловутая тарелка чечевичной похлебки.

Вот что такое чревоугодие. Хотя многие из нас считают это пристрастие совсем не греховным или каким-то маловажным. «Я пробую, я дегустирую, я – гурман», – зачастую можно услышать в оправдание. Но как ни назовите свою страсть, она греховна. И от изменения названия суть оной не меняется.

«Желудок должен служить нам, а не мы – желудку»

Да, действительно, Господь создал нас такими, что мы не можем жить, не питаясь. Мы должны вкушать пищу как минимум 2-3 раза в день. Но! Вкушать, дабы существовать, работать, заниматься какой-то полезной деятельностью, а не для того, чтобы неустанно жевать, набивая до отказа свое чрево и становясь сонным, ленивым и нетрудоспособным. Говоря обобщенно, желудок должен служить нам, а не мы – желудку.

Опять-таки, кто-то, согласившись даже со всем вышесказанным, может противоречиво заметить, что обжорство, чревоугодие или гурманство – это самая маленькая и, возможно, самая безобидная из всех страстей. И опять-таки поспорю. Все страсти между собой связаны. Да, все. И представьте, причинно-следственными связями. Сомневаетесь? Давайте разберемся!

Начнем с начала. Первый грех – гордыня . А что это? Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. То есть, проще говоря, «я – самый лучший, мне нужно всёсамое лучшее. И побольше! Ведь я этого достоин!» А всё – это в том числе и пища, вкусная, богатая, обильная, которая только помогает тешить неуемное самолюбие.

Дальше. Зависть . Что это? Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. И конечно же, вкусняшек. «Как это – он ест кальмаров, а я должен давиться макаронами? Ничего подобного! Кальмаров желаю – и побольше!» Опять-таки, вытекает причинно-следственная связь с чревоугодием.

Следующий смертный грех – гнев . Ну, тут понятно. Один есть что-то вкусное, а ты не просто обзавидовался, но тебя это положение вещей выводит из равновесия. Мы негодуем, возмущаемся, поскольку, опять-таки, хотим получить того же и побольше.

Ну, про алчность и сладострастие я даже говорить не буду, связь их с чревоугодием на поверхности.

Вот так, не имея сил обуздать свой неуемный аппетит, мы вгоняем себя в состояние смертной греховности. Ежедневно, по несколько раз в течение суток.

Опять-таки вернусь к высказыванию апостола Павла: «У кого бог-чрево, тот Царствия Божиего не наследует ».

Хотите еще библейский пример? С удовольствием!

Притча о богаче и Лазаре. Сытый, прожорливый богач жил ни в чем себе не отказывая. А бедный Лазарь, сидя под его домом, питался какими-то крошками, да и те порой у него отбирали собаки. Скончался и богач, и Лазарь. Последний, вдоволь натерпевшись в мирской жизни, но оставшись порядочным человеком, очутился в раю. А богач, вдоволь получивший от мирской жизни, попал в ад. Потому что ежедневно грешил, утоляя исключительно физический голод, не задумываясь о своем душевном голоде. Финал вполне очевидный.

Эта страсть страшна еще и тем, что она, в общем-то, невидима. Очень много явного зла мы видим. Оттого и бороться с ним нам легко. Оно очевидно. Но скажите, разве кто-то, глядя на тарелку, полную еды, сопоставляет ее со злом? Никто, верно! А это существенная ошибка! Мы зачастую относимся к себе слишком рационально, обманывая сами себя, будто у нас душа с телом не связана. Но объективности ради следует признаться, что очень многие знают и понимают, что это не так. И об этом, кстати, есть подтверждение в Книге книг.

Библия говорит о трех видах людей: духовных, душевных и телесных.

Духовные – это те, которые покорны Святому Духу, в коих Дух действует как активизирующая сила. И таких людей мы называем святыми.

Душевные люди – это люди, наслаждающиеся гармонией, красотой, чувством прекрасного. Эти люди могут прийти к Богу, потому что у них есть душа, неиспачканная, незагубленная. И раскаяние в чем-то приблизит их к Богу.

А есть люди плотские. Вспомните Ветхий Завет: «Бог посмотрел на людей и сказал: не вечно Духу Моему быть пренебрегаему людьми этими, потому что они суть плоть ».

Да, есть люди, и были люди, живущие исключительно ради тела. Эти люди превращаются в неумное стадо животных, у которых притупляется разум, и на поверхгость выходят самые гадкие и низменные инстинкты.

И такими людьми управляет нехорошая сила, которая нашептывает: «Ну, посмотри, сколько в мире несправедливости и зла! А ты не воруешь, не убиваешь, не насилуешь! Ты просто кушаешь! Вот и кушай всласть!» И человек перестает противостоять искушению. Сначала искушению вкусно поесть, а потом…. А потом это может зайти слишком далеко.

И наша задача – бороться против этой страсти, сдерживать себя всеми возможными способами, противиться искушению, оставаться человеком!

Согласно Иоанну Лествичнику, первой нужно отвергать жирную, высококалорийную пищу. Затем – острую. И наконец, сладкую. Это и есть путь к постепенному обузданию чрева. Рыба, овощи, супы… есть много разнообразной легкоперевариваемой пищи, которая насыщает человека и помогают ему избежать острой гастрономической зависимости.

«Узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им », – говорит в своем Евангелии апостол Матфей.

« Начальник бесов есть падший денница ; а глава страстей есть объядение » – вторит ему Иоанн Лествичник.

Глава, понимаете? С нее все и начинается. И страшно представить, чем может закончиться…

Скоро нам предстоит поститься. Грядет Филиппов, или Рождественский пост. И мне очень бы хотелось, чтобы многие преуспели этим постом перебороть в себе грех чревоугодия, обуздать свой желудок, лишиться гастрономического изыска и приблизиться к Богу. Ведь в этом и заключается суть поста.

Переборите себя, победите в непростой борьбе этот грех! И пусть молитва к Богу, ваша вера и желание приблизиться ко Творцу станут верными помощниками на этом гастрономическом поле боя. Я желаю вам победы и полного уничтожения своей зависимости от капризов чрева.

Да хранит вас Бог и спешествует на вашем правильно выбранном пути!

Вконтакте

Человек принимает пищу для поддержания физической и умственной активности. Избыточное количество еды, пристрастие к вредным продуктам, перекусы при отсутствии чувства голода сказываются на работе внутренних органов. Отрицательно к обжорству относится христианская религия.

Возведение естественной надобности в культ ради удовольствия, чревоугодие, желание изысканных блюд, деликатесов .

Что такое обжорство и чревоугодие?

Развитие пищевой индустрии, благополучие, реклама стимулируют на покупку лишних продуктов и чревоугодие. Человек принимает пищу с большим рвением, отказывается от постов, забывает о душе. Любая тяга к обжорству недопустима для христианина.

Считается, что чревоугодие приводит к нарушению , делает грубым ум. Невоздержанный человек подвержен другим искушениям. Церковный писатель, аскет Исаия Отшельник писал: «Впереди всех добродетелей (стоит) смиренномудрие, а впереди всех страстей – чревоугодие».

Во вкушении пищи нет ничего греховного. Все зависит от отношения к еде и соблюдения меры. Если христианин не может обуздать чревоугодие, значит, он возвышает чувственные удовольствия. Обжорство в православии – это победа тела над душой, триумф плоти, приверженность материальности.

К чревоугодию относят патологические пристрастия:

  • курение;
  • пьянство;
  • наркотики.

Отравление организма ядами противоестественно для тела, приводит к гибели души, разрушает собственное здоровье, приносит вред окружающим людям. Чревоугодие мешает хранить себя в чистоте. Неумеренным возлияниям поддаются слабые духом люди, забывающие о целомудрии.

Чревоугодие – это грех и болезни

Умеренность в еде – это не религиозное требование, а здравый смысл. Обжорство, наркотики, курение, пьянство сокращают жизнь, способствуют телесным, психическим заболеваниям. Отдающийся плотским наслаждениям, чревоугодию христианин забывает о нуждающихся.

Его душа черствеет, не откликается на чужую боль. Чревоугодие проявляется во влечении к обжорству. Чрезмерное употребление этих продуктов, частые пиршества не способствуют здоровью.

Один из видов чревоугодия – гортанобесие (гурманство). Человек не получает наслаждения от естественной еды, ему обязательно нужен какая-нибудь мраморная говядина или салат из черной икры. Пища превращается в источник страсти, становится вредной, лишается смысла, который вложил в нее Бог. Пицца и фастфуб, если не переедать, и кушать не в постные дни, грехом это не является.

Совет. Чтобы избавиться от чревоугодия старайтесь не переедать, держите все посты, а также сходите на исповедь и почистите свою душу!

Христианин, пристрастившийся к вкусной пище, нарушает или совсем забывает о постах. Без воздержания невозможно нравственное очищение. У любящих поесть и выпить людей нарушается связь с Богом.

Они поклоняются материальным вещам, деградируют в духовном плане, начинают болеть. В питании человек должен соблюдать золотую середину. Голодные люди становятся злыми, совершают неблаговидные поступки. Нужно есть, радоваться еде, но не превращать это в цель жизни.

Правильное питание

Еда должна способствовать здоровью, восполнять потерю энергии. Отказ от чревоугодия, обжорства способствует физическому и духовному здоровью. Очищение духа и тела происходит в пост, когда запрещены продукты с животными жирами. Вне поста по канонам православной церкви ограничений нет, но желательно ограничить:

  • жирную пищу;
  • пряности;
  • сладости.

Во время еды можно про себя повторять молитвы для отвлечения от грешных мыслей. Чтобы пища принесла пользу нужно попросить у Бога благословение перед едой, поблагодарить после окончания трапезы.

Как отказаться от чревоугодия и обжорства?

Любой страсти нужно противопоставить добродетель. Молитва, пост считаются очищающими и воспитательными средствами. Пост – не только постное меню, а отказ от увеселений, воздержание от удовольствий. Пост настраивает на духовную жизнь, помогает бороться со страстями.

Противостоят чревоугодию:

  • отказ от пряных приправ;
  • низкокалорийная пища;
  • молитвы об избавлении от страсти обжорства;
  • воспитание воли;
  • наказание за излишества физическим трудом.

Люди, привыкшие к воздержанию, никогда не пресытятся пищей, алкогольными напитками, интимными отношениями. Также, не забудьте прочесть статью про