Путь к Богу: как начать ходить в церковь. Что нужно говорить при входе в церковь и что нужно делать? Молитва когда входишь в церковь

Приветствую вас на страничках блога))

Мои детство и юность пришлись на времена «нерушимого» Союза поэтому отношения с церковью были сложными, вернее сказать – их просто не было…

Все вступившие, да и не вступившие в коммунистическую партию крестили детей тайно, посещение церкви было под запретом, чаще всего не отмечали церковные праздники, оставляя детей без вкусных куличей и ярких крашеных яиц. Что сделать, времена были такие.

Поэтому задаваться вопросом как себя вести в церкви и учиться соблюдать традиции я начала будучи совсем взрослой (даже крестилась только в 27 лет))

Церковь – это особенный мир в котором существуют свои правила поведения, и сказать, что их мало я не могу. В этой статье я расскажу об основных правилах, которые необходимо знать при посещении храма, чтобы вы не отвлекались на расспросы во время предстоящего праздника Пасхи.

Постараюсь описать все максимально просто и подробно.

Вообще, на любую службу в церкви принято приходить заранее, о времени ее начала вы можете узнать из расписания которое есть на дверях церкви.

В церкви мужчинам положено снимать головные уборы, женщины, наоборот, не заходят в храм с непокрытой головой.

Перед входом нужно трижды перекреститься и поклонится. При этом каждый раз произносим молитву: «Боже, очисти мя грешного и помилуй», «Боже, милости буди мне грешному», «Вси святии, молите Бога о мне грешном».

Войдя в церковь, мы попадаем в притвор – так сказать «коридор» между входом и приделами храма.

У притвора есть символическое значение – он считается местом соприкосновения земли и божественного.

В притворе покупают свечи, пишут записки за здравие и упокой, заказывают молебны и панихиды. Здесь стоят некрещенные, а также женщины во время критических дней.

Как вести себя в церкви

Древний обычай предписывает мужчинам во время службы стоять на правой стороне, а женщинам – на левой. Проход от главного входа к Царским вратам оставляют свободным.

Во время службы принято креститься на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». Кроме того, крестятся вначале и в конце любой молитвы.

Склонять голову, но не крестится, нужно когда:

Священнослужитель идет с кадилом;

Когда открывают или закрывают Царские врата;

При возглашении «Мир всем»;

При благословении людей Евангелием;

И после слов: «Главы ваши Господеви преклоните».

Куда нужно ставить свечи

Строго прописанных правил куда ставить свечи не существует, да и их покупка – это добровольное пожертвование храму.

Но даже не знаю, есть ли такие кто приходит в храм и свечи при этом не ставит…

Поэтому прежде всего ставим свечу к той иконе праздник которой отмечается в данный момент. Найти ее легко, она расположена на специальной подставке – аналое, который находится в центре храма перед Царскими вратами.

Затем к образу Божией Матери, он находится слева от Царских врат (там где положено стоять женщинам), и к иконе Спасителя – справа от врат (где стоят мужчины). На фото хорошо видны все эти места.

Также ставим свечу, у мощей святого, если они имеются в храме, после там, где вам хотелось бы, например, у своего святого; за здравие – к любой иконе; за упокой – на канун, прямоугольный столик рядом с Распятием.

Бывает, что свечек стоит много и поместить еще одну уже некуда, в таком случае не ставьте две в одну ячейку, и не снимайте чужие (если только они уже не догорели), в этом случае просто положите свечку на подсвечник.

Огонь свечи - это символ молитвенного обращение к Богу, Божьей Матери и святым, поэтому во время, когда вы ставите свечу – помолитесь, пусть просто и своими словами.

Как прикладываться к иконам

Сначала нужно дважды, с поклонами перекреститься, после следует поцеловать образ, снова перекреститься и поклониться.

Поскольку целовать святых в лик нельзя, то прикладываться следует к:

  • изображению руки;
  • краю одежды Спасителя, Божией Матери либо святого;
  • если вы прикладываетесь к кресту, то целовать нужно ноги Спасителя.

Напоминание женщинам: губы не должны быть накрашены.

Многие говорят, что прикладывание к иконам противоречит нормам гигиены, на это священнослужители отвечают, что учеными подтверждено – на церковных иконах микробов нет, а вся долгая история церкви не сделала этот аргумент весомым даже в устах воинствующих атеистов.

Если вы не хотите прикладываться к святыням, то помните - «целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность».

Еще один пункт, который тоже может поставить в затруднение, потому что используем мы его нечасто.

Как правильно обращаться к священнику

К служителям церкви обращаются на «вы» и никогда не приветствуют обычными в нашем обиходе словами, например «Здравствуйте».

Обращаются к священнослужителю словами «Благословите» (либо «Батюшка, благословите»), при этом крестообразно складывают руки ладонями вверх – правую поверх левой.

Священник перекрестит вас со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», положит на ваши ладони, правую руку, которую надо поцеловать. Целуя благословляющую вас руку, вы как бы прикасаетесь губами к руке Христа.

При прощании снова говорят «Благословите».

Нельзя просить благословения у диаконов и монахов, они не вправе совершать его.

Как отличить священников

В их облачение входит большой крест на груди, а в облачение епископов – панагия – икона.

Правила поведения в храме для женщин

В принципе особых правил поведения для женщин нет. Как я уже писала, голова должна быть покрыта платком, губы помадой лучше не красить, да и макияж лучше наносить неброский.

Подобающей должна быть и одежда. Честно говоря, довольно нелепо смотрятся в церкви девушки одетые в облегающие лосины или очень короткие юбки.

А вот к женщинам одетым в брюки в церкви относятся довольно снисходительно, если на это есть причина, например, вам срочно понадобилось зайти в церковь, в не совсем подходящей одежде.

Однажды мне пришлось зайти в церковь в джинсах. Предварительно объяснила ситуацию, спросила разрешение и никто меня не выгнал, замечания не сделал.

Многие храмы предоставляют платки и подобия юбки нп время посещения храма.

Еще я очень хочу разъяснить вопрос, который одновременно и интересует и обижает многих женщин, как и меня в свое время – почему в критические дни женщины не имеют права ходить в церковь.

Естественно, я считала это типичной дискриминацией и даже обижалась в душе)) Пока не прочла такое вот замечательное разъяснение этому обычаю.

Во время критических дней женщина в храм заходить может, но не должна проходить дальше притвора, ей нельзя прикасаться к святыням и принимать причастие.

Вот только воспринимать это как предвзятое отношение не стоит, церковь – это место, где во время причастия приносится бескровная Жертва Христова, поэтому даже священнослужитель не может входить в храм и тем более служить, если у него есть кровоточащая рана.

Если, к примеру, во время службы священник порежет палец краем листка, то он должен выйти из церкви и не заходить пока кровь не перестанет идти. Также в храм нельзя вносить мясо.

«Но Кровь Христа остановила потоки крови, проливаемой ради Бога… Только одна Кровь в храме уместна – Кровь жертвенная. И это Кровь Того, Кому мы молимся и Кто Себя принес в жертву за нас».

Поэтому милые женщины, не слушаем бестолковые забабоны о женской «нечистоте» в критические дни, и без всяких условностей идем в храм в праздник Пасхи для освящения испеченных куличей, только святим их на улице или в притворе не заходя в сам храм.

Выход из церкви

Перед тем как покинуть церковь, крестимся три раза с молитвой и поклонами.

Надеюсь, благодаря этим советам вы узнали как правильно вести себя в церкви и будете уверено чувствовать себя во время посещения храма. Всех от души поздравляю с праздником светлой Пасхи 🙂

В статье использованы советы миссионерского отдела Московского патриархата и фотографии находящиеся в свободном доступе в интернете, с ресурсов: "Православие. Ru" (pravoslavie.ru), Пријатељ Божији - Православна Фондација (prijateljboziji.com), "Люди православные" (spas-news.ru), "Сайт ассоциации православных экспертов" (http://pokrov-fond.info).
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕЛОВЕК, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ЦЕРКОВЬ?МОЛИТВА ПО ПУТИ В ХРАМ.

Диакон о.Алексий

СОБИРАЮЩЕМУСЯ В ЦЕРКОВЬ

— ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕЛОВЕК, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ЦЕРКОВЬ?
— Во-первых, если это происходит утром, каждый верующий человек, поднявшись с постели, прежде всех дел должен возблагодарить Господа Бога за то, что Он даровал ему возможность провести эту ночь в мире. Кстати, это касается и всех остальных дней: мы не только можем просить Бога о милости, но и обязаны благодарить за них постоянно, причем независимо от того, даны они нам или нет. Во-вторых, и это также касается всех христиан, нужно прочитать утренние молитвы. И наконец, что уже непосредственно относится к тем, кто решил посетить храм, нужно привести в порядок свои мысли и тело. Человек должен забыть все плохое, изгнать все худые мысли, вспомнить о смирении, о котором следует помнить постоянно, примириться со всеми его опечалившими. Нужно позаботиться загодя и о своей одежде. Женщинам ни в коем случае нельзя приходить в церковь в брюках или коротких мини-юбках, с непокрытой головой или яркой косметикой на лице. Человек должен помнить, что он идет в храм — дом Божий, а не в театр или на концерт. На груди обязательно должен быть нательный крест, освященный в православной церкви.

— А ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ ВЕРУЮЩЕГО ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА?
— Праздник. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно ко Христу, дающему нам и в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением. Бог близок к человеку всегда, человек же не всегда близок к Нему в силу своих житейских проблем, невнимания, рассеянности, неисполнения заповедей Божиих. Что такое церковь? На этот вопрос лучше всего ответить словами Самого Спасителя. Христос говорит: "Где двое, трое собрались во Имя Мое, там есть среди них и Я". То есть два, три верующих человека — уже Церковь Христова. Ведь Церковь это не здание, а именно духовное состояние человека, мистическое Тело Христово, и глава Церкви — есть Христос. А все мы, люди — члены этого тела.

— МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ПЕРЕД ПОСЕЩЕНИЕМ ХРАМА?
Утром — Нет. Помимо той подготовки, о которой мы с вами уже говорили, человек, собирающийся в церковь, должен знать, что это следует делать натощак. Более того, если он идет, чтобы причаститься Святых Божественных Христовых Тайн, то до этого следует, как минимум, неделю поститься, а накануне, с двенадцати часов ночи, нельзя пить или принимать пищу вообще.

КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ?
— В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники. Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших, сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.
— Что же, вернемся к нашей теме. Человек уже готов выйти из дома, привычно берется за портфель, сумку. И тут возникает попутный вопрос:
МОЖНО ЛИ ВХОДИТЬ В ХРАМ С СУМКАМИ?
— Ну отчего же нет? Можно, конечно. Только когда верующий подходит к Причастию, следует отставлять сумку в сторону, поскольку в этот момент обе руки нужно крестообразно сложить на груди.

— А СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОСОБАЯ МОЛИТВА ДЛЯ ИДУЩЕГО В ЦЕРКОВЬ?
— Да, и христианин должен произнести ее про себя по пути в храм. Вот она:
"Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь" .

КАК ПРАВИЛЬНО ВОЙТИ В ХРАМ?
— Перед входом в храм, естественно, нужно перекреститься. Причем, делается это не единожды, а три раза. Мужчина при этом обязательно снимает головной убор, женщина же непременно должна быть с покрытой головой. Исключение могут составлять только девушки, то есть незамужние женщины. Налагая на себя при входе в храм крестное знамение и читая надпись над входом: "Благословен грядый во имя Господне" (или по-русски: "Благословен тот, кто идет во имя Господне"), мы должны помнить, что входим в дом Божий и получаем, естественно, Его благословение. Взамен же мы должны открыть наше чистое сердце, душу и способность принять в себя Христа.

— КАКИЕ СЛОВА ПРОИЗНОСЯТСЯ У ВХОДА В ХРАМ?
— Следует мысленно произнести: "Боже, милостив буди мне грешному" или "Боже, очисти меня грешного" . Смысл этих слов, их главная цель заключаются в том, что все земное, суетное человек должен оставить за порогом храма. Эти слова следует произносить в тот момент, когда накладывается крестное знамение.

— КАК ПРАВИЛЬНО НАКЛАДЫВАТЬ НА СЕБЯ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ?
— Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяются первые три пальца вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами мы, изображая на себе крест, прикасаемся ко лбу, к груди, к правому и затем левому плечам и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев (по-славянски перстов) символизирует нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутых к ладони перста — нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа, ведь Он имеет два естества: Он есть Бог и Он есть Человек, ради нашего спасения сошедший с небес на землю. При этом следует знать, что на чело крестное знамение налагается для того, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь — чтобы освятить сердце и чувства, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

— В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАКЛАДЫВАЕТСЯ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ?
— Осенение себя крестным знамением и поклоны совершаются в определенные моменты Богослужения: во время пения "Господи, помилуй" и "Подай, Господи", во время молитвословий "Приидите поклонимся..." и "Аллилуйя", при этом мысленно возносится молитва Господу. Когда священнослужитель благословляет молящихся, произносит: "Мир всем", "Главы наши Господеви приклоним", а также совершает каждение стоящих в храме, креститься не надо, нужно только наклонить голову. Основными моментами в богослужении являются чтения из Священного Писания. Во время чтения Евангелия нужно стоять с наклоненной головой, внимательно слушая, а перед началом и окончанием чтения — перекреститься. Также преклоняется голова и при Великом, входе, когда Сам Христос невидимо входит в Царские врата. Особое внимание и благоговение, исключающие всякие хождения и разговоры, требуются во время Евхаристического канона — после пения: "Верую". Во время пения "Отче наш..." делается земной поклон.

— КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНЕ?
— Подойдя к иконе, надо, не торопясь, благоговейно, со страхом Божиим и с верою перекреститься два раза, поцеловать икону и, перекрестившись еще раз, отойти. Причем никогда не старайтесь целовать лик.

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, но не мешая другим входящим, и сотворить три поклона с молитвами:

«Боже, милостив буди мне, грешному», – поклон.
«Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», – поклон.
«Создавый мя, Господи, прости мя!» – поклон.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи, помилуй! (трижды.) Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

После этого по обычаю, поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и становятся на службу с благоговением и страхом Божиим.

По отпусте (окончании) службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь, с такими же поклонами и отпустом. Приходить в храм следует за 10–15 минут до начала богослужения. Этого времени бывает обычно достаточно, чтобы подать записки, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам.

Азы православия

При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и святые отцы учат и, можно сказать, просят нас, чтобы мы подавали бедным. Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого.

Азы православия

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. И как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, так нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Детальное описание из нескольких источников: «молитва перед входом в церковь» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитва перед входом в церковь

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется , запрещено по уставу, , это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.

Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам - в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».

К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».

*В храме, правильно целовать иконы, следует так:

Лобызая святую икону Спасителя - следует целовать ноги,

Божией Матери и Святых - руку,

а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя - во власины.

И помните. Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу.

ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».

Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Крестное знамение совершается следующим образом.

Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний - вместе (щепотью), безымянный и мизинец - согнув вместе, прижимаем к ладони.

2. В начале «Верую».

3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».

4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.

2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».

5. При словах «Честнейшую Херувим».

6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.

8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.

9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).

10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

1. В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

3. В начале пения «Достойно и праведно есть».

4. После «Тебе поем».

5. После «Достойно есть» или Задостойника.

6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».

8. В Великий пост, на Великом повечерии,при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

1. При словах священника «Мир всем»

2. «Благословение Господне на вас»,

3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

4. «И да будут милости Великаго Бога» и

5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

1. Во время псалмов.

2. Вообще во время пения.

3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы

4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до “Сподоби, Господи” на вечерне в самый день праздника.

Икона слово греческое и в переводится как – «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий “пророк и чудотворец” Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

За этим чудотворным образом закрепилось название – *Спас Нерукотворный*.

Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Икона призвана, - пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.

Какие иконы должны быть в доме православного христианина

Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.

Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:

«Умиление» («Елеуса») – Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;

«Путеводительница» («Одигитрия») – Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.

Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.

При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр(в иночестве Давид) и княгиня Феврония

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

– святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив – известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся “аще муж безвинно возненавидит жену свою” –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. – святой младенец- мученик Гавриил Белостокский. Кстати, семейные молитвы, молитвы на некоторые случаи жизни, молитвы о СОЗДАНИИ СЕМЬИ,-ТУТ

Каждое из правил имеет почти одинаковое начало – предначинательные молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас, ..

Господи, помилуй. (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, ..

за этими начальными молитвами, следуют остальные.

После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, – Символ веры.

Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: “Кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали”. Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.

Однако, не достигнув духовного совершенства, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше духовно.

Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва , оставленная Им Своим ученикам, называется Господней . Она существует, во всех молитвословах и входит, в состав церковных служб. Это молитва – *Отче наш*.

Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,

да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.

Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.

Символ Веры – краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я - грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, - и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы - я дал бы ее - и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу - дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.

Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Утренние Молитвы в МП3, в полном объеме, вы можете прослушать , на этой страничке –

В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Посещение церкви в первый раз

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом , куда заходят просить о самом сокровенном.

Правила для женщин

Требования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы. Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела. Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.

Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.

Во время службы женщины должны встать по левую сторону. Во время причастия женщины становятся в конец очереди.

С чего начинать

Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.

Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.

Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:

  • Перед первым поклоном говорится: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
  • Второй поклон сопровождается словами: «Боже, очисти грехи мои и помилуй меня».
  • Словами «без числа согрешил, Господи, прости меня» завершают ритуал.

Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.

При посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.

Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.

При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:

  • Желая здравия своим ближним.
  • За трудности в судьбе, которые удалось преодолеть. В этом случае свеча ставится с благодарностью своему Святому за посланные испытания и помощь.
  • Накануне ключевого события в жизни. Перед важным решением, обращаясь за поддержкой и вразумлением к Богу, ангелам и святым.
  • За упокой тем, кто уже перешел в жизнь вечную.

Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун - специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.

В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.

Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.

Помимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.

Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.

Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.

Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.

Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.

Особое время богослужения

После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.

Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.

Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями , чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.

Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.

Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.

Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.

Поскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.

Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.

Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.

Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:

  • Первыми должны подходить родители с маленькими детьми.
  • Вторыми идут несовершеннолетние дети.
  • Затем приходит очередь мужчин.
  • Завершают процессию женщины.

Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.

Какой день выбрать

Для православного христианина является богоугодным посещение храма раз в неделю. Регулярное посещение требуется для того, чтобы мирянин отдохнул душой от грешного мира, вышел из будничной суеты и обратился к вечным вопросам.

Священник ожидает прихожан в субботу и воскресенье, а также во время церковных праздников. Точный день можно узнать из православного календаря. Если возникает потребность помолиться, сходить в церковь можно в любой день по своему желанию.

Малые церкви из-за нехватки священников могут не работать в будние дни. Понедельник считается временем отдыха после двух подряд дней богослужений. В понедельник церковь посвящает молитвы ангелам, поэтому не приветствует известное в народе суеверие по поводу тяжести этого дня. В понедельник празднуются малые именины, потому что в этот день почитают ангелов-хранителей.

Что желательно знать

Внутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.

Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.

Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.

По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.

Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю , соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.