Праздничная традиция Крестопоклонной недели. Крещенская обрядовая выпечка Выпечка в форме креста

Воскресенье третьей недели Великого Поста носит название Крестопоклонной недели.

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. В этом году Крестопоклонная неделя (воскресенье) - 23 марта. На Средокрестной неделе в напоминание о приближающихся крестных страданиях Спасителя традиционно пекут кресты - печенье из ржаной или пшеничной муки, пресного или кислого теста в форме креста. Переломив крест, в прежние годы говорили: «Половина креста - половина поста». Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»)


или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).


Иногда их делают еще проще - в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. Рецепты теста для крестов.
Миндальные кресты
150 г очищенного миндаля,
½ стакана кипящей воды,
100 г меда,
1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
по ½ ч. л. корицы и мускатного ореха,
¼ стакана оливкового масла,
250 г пшеничной муки,
50 г ржаной муки,
2/3 пакетика разрыхлителя.
Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.


Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Кресты лимонные
250 г постного маргарина,
3 стакана муки,
1 стакан картофельного крахмала,
1 ст. л. разрыхлителя,
2 пакетика ванильного сахара,
цедра 1 лимона,
1 стакан воды.
Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.
Кресты на рассоле
1 стакан огуречного рассола,
1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
1 стакан сахара,
100 г кокосовой стружки,
2-3 стакана муки.
Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Раздел:
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские блюда
70 -я страница раздела

Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
Обрядовое печенье
«КРЕСТЫ»
«Вознесенские лесенки»

Кресты (крестцы) - обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста.

«...В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит Крестопоклонная. «Кресты» - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатые и сладкие; где лежат поперечники «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку, выпекали - в утешение для поста...» (И. С. Шмелев. Лето Господне).

«Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Выпекались и особые именные печенья, которые мать семейства помечала определенными только ей известными знаками и символами. По таким «крестам», вынутым из духовки, можно было узнать, какой жизненный крест будет нести каждый член семьи в наступившем году.

Хорошо пропеченный желто-розовый крест обещает здоровье, успех и благополучие. Печенье с трещинами и надломами сулит трудности и перемены в судьбе. А вот горелый или непропеченный крест предрекает болезни и печаль. Эти последние кресты есть нельзя, их обычно скармливают птицам.



Ингредиенты :
2 стакана муки, 300 г меда, 2-3 ст. ложка растительного масла, 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм.

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.
Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.
Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.


Ингредиенты :
1 кг муки, 25 г дрожжей, 125 г растительного масла, 1 стакан сахара, 250 г воды, щепотка соли.
Для смазки: сладкий крепкий чай.

Приготовить постное дрожжевое тесто, раскатать его и вырезать выемкой или ножом «кресты».
В центре пересечения перекладин в тесто вдавить изюминки.
Печенье смазать сладким крепким чаем и выпечь в духовом шкафу.


Ингредиенты :
250 г муки, 1 яйцо, 125 г масла, 2,5 ст. ложки сахара, 1 рюмка коньяка или рома, соль и ванилин по вкусу.

Все продукты соединить, замесить пресное тесто и разделить его на несколько частей.
Каждую часть скатать в виде жгута и уложить их друг на друга крестом.
Печенье положить на смазанный жиром противень и выпечь в духовом шкафу до золотисто-румяного цвета.



  • «Дрожжи» из картофеля.
    В 1 л воды растворяют 100 г сахара, доводят раствор до кипения, добавляют, помешивая, 500 г тертого картофеля и прогревают массу на среднем огне.
    Полученный кисель охлаждают до температуры 28- 30°С, вводят около 50 г дрожжей и дают подняться.
    Полученную закваску используют для приготовления теста (на 100 пирожков - 250 г закваски).
    Хранят ее в холодильнике. В следующую порцию закваски вводят уже не дрожжи, а часть первой закваски (100-150 г).
  • Лестница на небо:
    Обрядовое печенье
    «Вознесенские лесенки»

    Это традиционное печенье готовили как символ "восхождения на небо":
    - на Вознесение Господне (40-й день после );
    - на день поминовения св. Иоанна Лествичника ();
    - в Лазареву субботу, предшествующую ;
    - на 40-й день после кончины для облегчения восхождения души усопшего на небо.

    По народным понятиям "лесенки" облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

    Иногда печенье "лесенки" использовали в ритуалах для повышения плодородия земли и в качестве святой помощи в исцелении больных.

    В зависимости от случая, печенье может быть из постного или скоромного теста, пшеничного или ржаного.

    Печенье "лесенки" разделывают двумя способами:
    - скатывают из теста длинные жгуты, нарезают их на боковины лестницы и перекладины, затем на противне складывают в форме лестницы (иногда "лесенки" делают немного сужающимися к верху);
    - тесто раскатывают в пласт (чаще толщиной около 0,7-1 см), нарезают полосками, из полосок нарезают боковые стойки и перекладины "лестницы" и на противне собирают из них "лесенки".
    Места наложения деталей с помощью щетки или помазка слегка смазывают водой, чтобы тесто лучше слиплось и выпеченные изделия были достаточно прочными.

    Размеры "лесенок" могут быть произвольные, но в некоторых местностях нормировалось количество "ступеней":
    - или 7 - по числу 7-ми небес Апокалипсиса,
    - или 23 - по числу мытарств души на том свете,
    - или 30 - по числу 30-ти глав сочинения Иоанна Лествичника "Лествица райская" ("Скрижали духовные") , представляющего собой описания «ступеней» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

    Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к "Лествице" следующим образом:
    «Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.»

    Обычно печенье делают с 7 "ступеньками" или меньше, т.к. при слишком большом размере печенье "лесенки" не имеет достаточной прочности.

    Иногда небольшую "лестницу" выпекали на спине "жаворонка" (называемого в некоторых местностях "куликом").

    Иногда в качестве "ступенек" между двумя тестяными "стойками" укладывали удлиненные пирожки с начинкой. В таком случае "лесенка" делалась большой, на всю длину противня, в качестве вкусного каравая к праздничному столу. Получалось 2 длинных хлебных батона с пирожками между ними.

    Кое-где печенью "лесенки" придавался вид удлиненной лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда накладные тестяные "супеньки" на длинной лепешке заменяли поперечными надрезами ножом.

    В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, который заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или кашей, вареньем или маком, а сверху укладывали плоское тестяное изображение лестницы.

    В некоторых местах "лесенки" пекли из разных видов сладкого сдобного теста просто как вкусное или к чаю ("прикуску"). В этом случае их делали из или теста с добавлением меда, изюма, цукатов и украшали сахарным узором.







    Сочинение относится к разряду аскетической литературы.

    Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна:
    "«Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, - в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии."

    Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющей собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

    «Ступени» можно сгруппировать следующим образом:


    Группа Ступени
    Борьба с мирской суетой
    (ступени 1-4)
    Отречение мирского жития
    Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
    Странничество (уклонение от мира)
    Послушание
    Скорби на пути к истинному блаженству
    (ступени 5-7)
    Покаяние
    Память о смерти
    Плач о своей греховности
    Борьба с пороками
    (ступени 8-17)
    Кротость и безгневие
    Удаление памятозлобия
    Несквернословие
    Молчание
    Правдивость
    Отсутствие уныния и лености
    Борьба с чревоугодием
    Целомудрие
    Борьба со сребролюбием
    Нестяжание
    Преодоление преград в аскетической жизни
    (ступени 18-26)
    Искоренение нечувствия
    Малый сон, усердие к братской молитве
    Телесное бдение
    Отсутствие боязливости и укрепление в вере
    Искоренение тщеславия
    Отсутствие гордыни
    Кротость, простота и незлобие
    Смиренномудрие
    Низложение страстей и укрепление добродетелей
    Душевный мир
    (ступени 27-29)
    Безмолвие души и тела
    Молитва
    Бесстрастие
    Вершина пути - союз трёх главных добродетелей
    (ступень 30)
    Вера, надежда и любовь

    «Лествица» также включает в себя «слово особенное к пастырю», которое в отличие от предыдущих глав относится исключительно к наставникам.

    ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ
    преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы

    Содержание:
    Предисловие книги сей, именуемой Скрижали Духовные.
    Слово 1. Об отречении от жития мирского.
    Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире.
    Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира.
    Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании.
    Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице.
    Слово 6. О памяти смерти.
    Слово 7. О радостотворном плаче.
    Слово 8. О безгневии и кротости.
    Слово 9. О памятозлобии.
    Слово 10. О злословии и клевете.
    Слово 11. О многоглаголании и молчании.
    Слово 12. О лжи.
    Слово 13. Об унынии и лености.
    Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
    Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами.
    Слово 16. О сребролюбии.
    Слово 17. О нестяжании.
    Слово 18. О нечувствии.
    Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий.
    Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
    Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
    Слово 22. О многообразном тщеславии.
    Слово 23. О безумной гордости.
    Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.
    Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
    Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.
    Слово 27. О священном безмолвии души и тела.
    Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом.
    Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения.
    Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.
    Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец.

    Полный текст этого сочинения см. на .

    Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:


    Новые сообщения C --- redtram:

    Новые сообщения C --- thor:

    Во время всенощного бдения в центр храма выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, и в это время поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

    В середине поста мы поклоняемся кресту для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепиться к продолжению поста, Св. Крест остается в храме в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

    На Руси существовала традиция печь кресты на крестопоклонную неделю. Вот как об этой чудесной и, для многих утешительной традиции писал великий русский писатель И.С.Шмелев в произведении «Лето Господне»:

    «В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». «Кресты» - особенное печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Где лежат поперечинки «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста.

    Горкин так наставлял меня: Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, «кресты»-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
    «Крестопоклонная» - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, «су-губый», - Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается. В середу – пятницу будем вкушать без масла, - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые», - поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце. А на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную».

    «Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает: «А это гвоздики, как прибивали Христа мучители-злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик», - и вминает веселые малинки. А мне думается: зачем веселые… лучше бы синие чернички… Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

    И еще наставлял Горкин: вкушай крестик и думай себе - «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а… каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит… »

    Вот и в Серафимовском храме накануне праздника, в субботу перед Всенощным бдением, ребята из Воскресной школы собрались в трапезной, что бы вместе печь крестики. Взрослые заранее приготовили постное дрожжевое тесто, показали, как с ним обходиться – ведь тесто почти «живое» и лишний раз его переминать не желательно, и закипела работа.

    А в воскресенье после Божественной Литургии прихожане получили по румяному, душистому крестику.

    Также накануне дня памяти 40 мучеников севастийских ребята пекли жаворонков из теста и раздавали прихожанам после службы.









    Великий пост 2017, традиционные рецепты, постная выпечка 19 марта, можно делать с детьми.

    На Руси на Крестопоклонной неделе традиционно пекли выпечку своеобразной формы – в виде крестов. Вот как вспоминает об этом событии Иван Шмелев.

    В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются "кресты": подходит Крестопоклонная. «Кресты» – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки «креста» – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста.

    Кресты (крестики, крестушки, хрестцы, хрясты)- это не просто традиционная православная выпечка, но и замечательная возможность собраться семьей за интересным совместным занятием и обсудить смысл праздника. Это те события поста, которые обязательно запомнятся .

    В разных местах "кресты" могли отличаться по размеру. Чаще всего их делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно. Кресты можно делать и разными «лучами». Кроме этого, если есть подходящая формочка, то можно нарезать раскатанное тесто на "крестики" при помощи формочки.

    Существует и еще один вариант этой выпечки, когда кресты укладываются сверху на круглую лепешку или делаются прорезными.

    Самое легкое, если просто купить слоеное тесто и вырезать из него кресты или нарезать на полоски, соединить их крестообразно, в месте перекладин вдавить изюм или орешек.

    Если же вы хотите приготовить тесто сами, вот несколько рецептов – от самых простых, до более сложных.

    Рецепт сладкого медового (пряничного) теста

    1 ст. муки (можно взять часть ржаной муки), третью часть стакана горячей воды, 2 ст. л. растительного масла, 3 ст. ложки жидкого меда, немного соли, можно добавить специи (корицу, мускатный орех).

    Все ингредиенты, без муки, развести в воде, потом всыпать муку и замесить тесто и хорошо вымешать его. Тесто должно быть крутым (при необходимости добавлять муки), дать ему немного полежать.

    Рецепт постного дрожжевого теста

    На 2 стакана муки взять 1 стакан теплой воды, 1 ч. л. «быстрых» сухих дрожжей, 3 ст. л. растительного масла, сахар, щепотка соли, ванилин.

    Сахар положить по вкусу, Все ингредиенты перемешать, оставить тесто для подхода.

    Но если вы хотите попробовать старинный рецепт тех самых «крестов» о которых вспоминал Шмелев, то придется приложить побольше усилий.

    Вам понадобится, 150 г миндаля, 100 г кипятку, 100 г жидкого меду, кружок лимона с кожицей, примерно 1 см толщиной, мускатный орех и корица по 0,5 ч.л., 50 г растительного масла и 250 гр. пшеничной и 50 гр. ржаной муки, разрыхлитель 2/3 пакетика

    Миндаль промыть, залить кипятком, дать постоять 10 минут. После этого добавить туда мед, масло и кружок лимона. Всю орехово-медово-лимонную массу надо измельчить с помощью блендера. В миске смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить туда измельченную массу в муку, замесить тесто и придать ему шарообразную форму.

    Приготовленному тесту дать полежать минут 30 в холодильнике. После этого использовать тесто так, как написано выше. Надо учитывать, что оно должно быть раскатано примерно в 5 мм толщиной.

    Постимся постом приятным!

    Крестопоклонная неделя Великого поста 2019 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

    Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

    Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

    Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу. Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

    Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

    Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

    Когда и как пройдет Крестопоклонная неделя в 2019 году?

    Великий пост в 2019 году начнется 11 марта и продлится до 27 апреля. С названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница с различием данных в нескольких источниках, которая требует разъяснения.

    Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

    В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

    Крестопоклонная неделя Великого поста в 2019 году выпадает на 31 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

    Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

    Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

    Что является необходимым для каждого в Крестопоклонную неделю?

    Спустя 2 недели после начала поста все, кто несерьёзно к нему относились, вернулись к своей обычной еде, образу мыслей и жизни. Немудрено, ведь испытание отказом от «баловства», до которого можно дотянуться рукой - одно из самых сложных. Однако для тех, кто сумел совладать с собой, Крестопоклонная неделя служит маяком, который показывает продолжить путь к очищению и великой радости Воскрешения.

    Но просто знать свою, пусть и великую, цель, бывает мало, необходимо осознавать помощников, которые всегда в нашем распоряжении, внутри нас. Они помогают преодолевать первые, самые тяжёлые дни поста, ведут нас в последующие недели и не позволяют нам предаваться соблазнам и послаблениям. Речь идет вот о чём:

    Крестопоклонная неделя не является особенной в плане приёмов пищи. Обычные люди, не относящиеся к монашествующим, могут питаться дважды и трижды в день. Следует ограничивать употребление масла, специй и количества принимаемой пищи в целом. Желательной для приема пищей остаются: отварные овощи, крупы, овощные супы, различные салаты без солений и заправок. Из напитков: вода, компот, отвар ромашки, мяты или другой успокаивающей травы. В выходные можно добавить в еду немного елея, приправ и выпить толику кагора.

    Образ жизни следует продолжать уединенный, без отлучек из дома, кроме необходимых, просмотра и прослушивания мирских передач, празднеств и гостевых приёмов.

    Самым лучшим для души будет посещение церкви во время утренних и вечерних богослужений, времяпровождение в молитве и мыслях, обращенных к Богу. Это вдохновит и поддержит нас на пути к постижению тайны смерти и воскрешения Господа, неизмеримо приблизит к свету, исходящему от Него, и напомнит, что ни за что нельзя отступать с выбранного нами светлого пути.