Необычные химические опыты. Интересные химические опыты, которые можно легко повторить в домашних условиях

Многие думают, что химические реакции могут происходить только в кабинете химии в колбах и пробирках. Но нет. Мы можем наблюдать их каждый день везде, где находимся - на улице, в лесу и даже дома. И если разобраться, что же собой представляет химическая реакция, при каких условиях она протекает и что получается в результате, то очень легко обнаружить такую.

Как происходит химическая реакция

Если говорить просто, то химическая реакция произошла, если одно вещество превратилось в другое, то есть изменило свои свойства и состав. Что-то изменило цвет, стало горячее или остыло, сгорело, превратившись в пепел или покрылось плесенью, стало сладким/соленым? Поздравляю, вы наблюдали химическую реакцию.

То есть можно утверждать, что химическая реакция произошла, если в результате неё:

  1. появился осадок (сода + известковая вода = белый осадок);
  2. изменился цвет вещества (листья деревьев пожелтели или наоборот позеленели);
  3. выделился газ (во время грозы выделяется озон);
  4. выделился свет (горение угля);
  5. выделилась или поглотилась теплота (то же горение угля).

Однако, чтобы химическая реакция произошла, нужно соблюсти несколько условий:

  1. контакт: вещества должны соприкасаться - тереться друг об друга, сливаться, растворяться друг в друге, то есть контактировать;
  2. температура: какое-то вещество нужно нагреть, чтобы оно вступило в реакцию (тот же уголь надо поджечь), какое-то наоборот остудить;
  3. измельчение: чем мельче вещества, участвующие в реакции, тем успешнее она пройдёт (попробуйте растворить в воде большой кристалл соли, времени понадобится не мало).

Мы выяснили, какие условия необходимы для протекания химических реакций и какие признаки того, что реакция произошла. Теперь можем привести примеры таких реакций дома, в быту.

Примеры химических реакций дома

Как говорилось выше, если в результате химической реакции вещество изменило цвет, то реакция произошла. Например, заваривание чая. Удивлены? Давайте разберёмся. Есть два вещества - вода и чайная заварка. Налили одно в другое, получили новое вещество с приятным коричневатым оттенком. Добавим сюда же новый компонент реакции - сахар. Кристаллы сахара растворились, получилось новое вещество с другим свойством - сладким вкусом. Но и это не все. Киньте кусочек лимона - и ваш сладкий напиток с прежде коричневатым оттенком слегка обесцветится. Вот сколько реакций в банальном ежедневном ритуале заваривания чая. И главное! Все условия соблюдаются: вещества между собой контактируют, сахар измельчен, вода предварительно нагрета.

Ещё один пример химической реакции, с которой сталкиваются в быту все, кто хоть раз кипятил воду в электрическом или обычном чайнике. Ненавистная мамами накипь на стенках чайника! Образование накипи - ничто иное как химическая реакция, виной которой служат различные примеси в воде, такие как соли кальция и магния. Последние под воздействием высокой температуры при нагревании чайника распадаются на углекислый газ и осадок. А осадку ничего не остаётся, как закрепиться на стенках прибора.

Что приходит на помощь мамам в этом случае? Лимонная кислота или уксус! Прекрасные помощники в борьбе с накипью! И ещё одни демонстранты химической реакции в домашних условиях. Вскипятили воду в чайнике, предварительно добавив соду или лимонную кислоту - и вуаля! - накипи как не бывало.

Мама печёт пирог? Попросите ее показать вам фокус. Пусть просто погасит соду уксусом. Новое вещество образовалось, газ выделился, а значит реакция произошла!

Вот вам простые примеры химических реакций, которые мы можем ежедневно наблюдать дома.

Занимательные химические опыты подготовят детей к изучению химии в школе. Большая часть экспериментов, проводимых в домашних условиях, не опасны, познавательны, эффектны. Некоторые опыты снабжены письменным описанием, которое поможет объяснить ребёнку суть происходящих процессов и пробудить интерес к химической науке.

При проведении химических экспериментов дома необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Простые эксперименты для самых маленьких

Химические опыты для маленьких детей, проводимые в домашней обстановке, не требуют никаких особых веществ.

Цветные пузыри

Для одного такого эксперимента понадобится:

  • фруктовый сок;
  • подсолнечное масло;
  • 2 шипучие таблетки;
  • декоративная прозрачная ёмкость.

Этапы опыта:


Создать пузыри с более прочной оболочкой можно самостоятельно, смешав для этого воду и средство для мытья посуды в сочетании 2:1 + немного сахарного песка. Если вместо сахара добавить глицерин, пузыри будут достигать очень больших размеров. Добавление к мыльному раствору пищевого красителя позволит получить цветные светящиеся пузыри.

Ночник

В домашних условиях с помощью простых веществ можно сделать ночник. Для этого потребуется:

  • помидор;
  • шприц;
  • серные головки от спичек;
  • перекись водорода;
  • отбеливатель.

Последовательность действий:

  1. В миску помещают серу, заливают отбеливателем, настаивают некоторое время.
  2. Набирают смесь в шприц, обкалывают помидор со всех сторон.
  3. Для начала химической реакции необходимо ввести перекись водорода. Это делают также шприцем в том месте, где находился черешок.
  4. Находясь в тёмной комнате, помидор будет излучать мягкий свет.

Осторожно! Есть такой помидор уже нельзя.

Шипящие шары

Самостоятельно можно изготовить шипящие шары для детского купания.

В процессе работы руки должны быть защищены перчатками.

Последовательность действий:


Плавающие червячки

Для следующего эксперимента понадобятся:

  • 3 желейных конфеты-червячка без сахарной обсыпки;
  • сода;
  • уксусная кислота;
  • вода;
  • стеклянные стаканы.

Этапы работы:

  1. Первый стакан наполовину заполняют уксусной кислотой.
  2. Во второй стакан налить тёплой воды и развести 60 г соды.
  3. Положить в раствор конфеты, оставить на 15 мин.
  4. Достать конфеты из раствора соды и поместить их в стакан с эссенцией.
  5. Поверхность конфет сразу покроется пузырьками, они будут непрерывно подниматься к поверхности и опускаться на дно стакана. Это происходит потому, что сода сначала заполняет поры конфеты, затем, вступая в реакцию с уксусом, выделяет углекислый газ, который поднимает конфету наверх.
  6. При соприкосновении с воздухом пузыри лопаются, конфета опускается на дно и опять покрывается пузырьками и поднимается.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Химические опыты для детей в домашних условиях могут быть более сложными и интересными.

Вулкан

Так, любой школьник сможет смоделировать извержение вулкана дома:


Цветная пена

Для опыта по созданию цветной пены будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Стаканы ставят на поднос, наполовину заполняют содой, добавляют красители.
  2. Уксус смешать с моющим средством, разлить по стаканам.
  3. Из каждого стакана будет выходить цветная пена. Наливать уксусную смесь в стаканы можно несколько раз, пока не выйдет вся сода.

Яйцо из малахита

Эксперимент по окрашиванию куриного яйца в цвет малахита длительный, но интересный:

  1. Для этого из яйца удаляют содержимое: делают 2 отверстия и выдувают.
  2. Для веса в пустое яйцо помещают немного пластилина.
  3. В 0,5 л воды растворяют ложку медного купороса (его можно приобрести в хозяйственном магазине).
  4. Опускают яйцо в раствор, скорлупа должна быть полностью погружена в раствор.
  5. Через несколько дней появятся пузырьки газа.
  6. Спустя неделю, скорлупа приобретёт лёгкий сине-зелёный окрас.
  7. Спустя месяц цвет скорлупы станет насыщенным малахитовым.

Фейерверк

Изготовление фейерверка своими руками:

  1. Магниевую стружку очень сильно измельчают.
  2. Серные головки спичек отделяют от дерева. Потребуется 2-3 коробка спичек. Измельчённый магний смешивают с порошком серы.
  3. Взять металлическую трубку и залепить плотно одно из отверстий гипсом.
  4. Засыпать в трубку смесь магния и серы. Смесь не должна занимать больше половины трубки.
  5. Трубку несколько раз обматывают фольгой. В свободное отверстие вставляют фитиль.
  6. Взрывать такие фейерверки можно только в безлюдных местах.

Окрашивание воды в синий цвет

Для окрашивания бесцветной жидкости в синий цвет нужны:

  • спиртовой раствор йода;
  • перекись водорода;
  • таблетка витамина C;
  • крахмал;
  • стаканы из стекла.

Выполнение опыта пошагово:

  1. Таблетка витамина C растирается в порошок, растворяется в 55 мл тёплой воды.
  2. Наливают в стакан 5 мл полученного раствора, добавляют 5 мл йода и 55 мл нагретой воды. Йод должен обесцветиться.
  3. Отдельно смешивают 18 мл перекиси водорода, 5 г крахмала, 55 мл воды.
  4. Йодный раствор переливают в раствор крахмала туда-сюда несколько раз.
  5. Бесцветная жидкость станет тёмно-синей. Йод теряет цвет при реакции с витамином C. Крахмал при смешивании с йодом становится синим.

Простые опыты на свойства металлов

Химические опыты для детей в домашних условиях можно проводить с металлами.

Для простых опытов будут нужны:

  • огонь;
  • кусочки различных металлов;
  • фольга;
  • медный купорос;
  • нашатырь;
  • кислота.

Для опыта с медной проволокой небольшой кусок металла закручивают в спираль и сильно накаляют на огне. Затем сразу же опускают в ёмкость с нашатырным спиртом. Реакция произойдёт моментально: металл начнёт шипеть, а чёрный налёт, образовавшийся при воздействии огня, сойдёт. Медная проволока снова заблестит. Опыт лучше проделать несколько раз, тогда цвет нашатыря станет синим.



Для следующего опыта потребуется твёрдый йод, измельчённый алюминий, тёплая вода. Йод смешивается с алюминием в равных долях. В смесь добавляется вода. Порошок начинает гореть, выделяя при этом фиолетовый дым.

В другом эксперименте будут участвовать:

  • канцелярская скрепка с хромовым напылением;
  • оцинкованный гвоздь из стали;
  • шуруп из чистой стали;
  • уксусная кислота;
  • 3 пробирки.

Этапы опыта:

  1. Металлические предметы помещают в пробирки, заливают кислотой, оставляют для наблюдений. В 1-ые дни наблюдается выделение водорода.
  2. На 4-ый день кислота в пробирках с металлическими предметами с покрытием начинает краснеть. В пробирке со стальным шурупом кислота приобретает оранжевый цвет, появляется осадок.
  3. Спустя 2 недели в пробирке со скрепкой кислота окрашивается в красный цвет, но только в верхних слоях. Там где находится скрепка, кислота бесцветная. После извлечения скрепки видно, что её внешний вид не изменён.
  4. Кислота в пробирке с гвоздём окрашена с плавным переходом красного цвета в бледно-жёлтый. Гвоздь не изменился.
  5. В 3-ей пробирке наблюдается также слоевое окрашивание жидкости и осадок. Шуруп почернел, верхние микрослои металла разрушились.

Вывод: незащищённое железо подвержено коррозии.

Для следующего опыта нужно приготовить синий раствор медного купороса (растворить в воде несколько кристаллов, размешать). Положить в пробирку не ржавые гвозди, залить раствором. Через некоторое время раствор станет зелёным, а гвозди приобрели цвет меди. Это произошло потому, что железо вытеснило из жидкости медь, вытесненная медь осела на металлические предметы.

Для проведения эксперимента «Водородная перчатка» будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Солевой раствор и раствор медного купороса одновременно наливаются в колбу. При смешивании получается жидкость цвета морской волны.
  2. Из фольги сделать ком и поместить в отверстие колбы. Сразу же бурно начинает выделяться водород.
  3. Надеть на горлышко резиновую перчатку, моментально её заполняет газ.
  4. При соприкосновении с огнём перчатка разрывается, газ воспламеняется. Жидкость в сосуде постепенно приобретает грязно-серый оттенок.

Самые эффектные химические опыты для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях отличаются большим разнообразием, а некоторые очень эффектны.

Цветная пена

Чтобы изготовить большое количество цветной пены нужно:


Обесцвеченная зеленка

Для опыта по обесцвечиванию зелёнки будут нужны:

  • раствор бриллиантовый зелёный;
  • стаканы;
  • отбеливатель;
  • нашатырь;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • таблетки активированного угля.

Последовательность действий:

  1. В 6 стаканов наливается вода, в каждый добавляется по капле зелёнки.
  2. 1-й стакан отставляют для сравнения, во 2 добавляют отбеливатель, в 3 - нашатырь, в 4 - перекись.
  3. Нашатырь моментально обесцвечивает жидкость.
  4. В стакане с отбеливателем появились мелкие пузыри, раствор стал бесцветным.
  5. Перекись водорода обесцветит жидкость постепенно, примерно в течение 15 мин.
  6. Добавленный в раствор уксус сделает жидкость ярче.
  7. Спустя 30 мин. жидкость светлеет.
  8. Активированный уголь осветляет раствор.

Фараонова змея

Проведение эксперимента под названием «Фараонова змея» потребует:


Этапы опыта:

  1. Песок пропитывается спиртом, формируется конусом.
  2. На вершине делается углубление.
  3. Соду перемешивают с сахаром, засыпают в углубление.
  4. Поджигают пропитанный песок.
  5. Смесь при этом превратится в чёрные шарики, сода и сахар начнут разлагаться.
  6. После горения спирта появится змея, состоящая из продуктов горения сахара.

Фараонова змея из сахара и соды:

Огонь без искры

Для получения огня без искры необходима марганцовка, глицерин и бумага.

Последовательность действий:

  1. Поместить в центр листа бумаги примерно 1,5 г порошка марганцовки, накрыть свободным краем листа.
  2. Нанести на бумагу 3 капли глицерина в то место, где находится порошок.
  3. Через 30 сек марганцовка начнёт шипеть, дымиться и даст чёрную пену. Экзотермическая реакция разогреет бумагу, и она загорится.

Фейерверк

Чтобы сделать дома маленький фейерверк, необходимо подобрать небольшую огнеупорную посуду с длинной ручкой.


Последовательность действий:

  1. На бумажный лист нужно насыпать растолчённую таблетку активированного угля, столько же марганцовки и такое же количество железных опилок.
  2. Сложить лист бумаги пополам, чтобы соединить порошки (порошки нельзя перемешивать ложками или лопатками: они могут воспламениться).
  3. Осторожно высыпать в огнеупорную посуду, подогревать над включенной конфоркой. Через несколько сек. разогретая смесь начнёт выбрасывать искры.

Химические наборы для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях помогут провести специальные наборы веществ и инструментов.

Набор для проведения опытов «Вулкан»

Предназначен для детей от 14 лет, позволяет самостоятельно воспроизвести извержение маленького вулкана.

Комплектация:


Для проведения опыта сначала нужно сделать сам вулкан, в качестве материала подойдёт песок или гипс. Когда гора застыла, в углубление насыпают специальный порошок, поджигают. Вещество начинает эффектно гореть, выбрасывать искры, появляется пепел.

К достоинствам такого эксперимента можно отнести наглядное представление легковоспламеняющихся веществ. Недостатки: наличие вредных веществ, использовать можно только 1 раз.

Цена: 440 руб.

Набор «Chemistry»

Набор предусматривает выращивание кристаллов в домашних условиях.


В набор входят:

  • кристалл из аммония;
  • краситель;
  • полипропиленовый контейнер;
  • перчатки;
  • цветное стеклянное основание;
  • инструмент для перемешивания;
  • инструкция.

Этапы работы:

  • В контейнер высыпают кристаллический порошок, смешивают со 150 мл кипятка.
  • Мешают до абсолютного растворения.
  • Опускают в жидкость основу кристалла.
  • Накрывают крышкой на 60 мин.
  • В остывшую воду засыпают вещество для образования кристалла, закрывают крышку.
  • Спустя сутки снимают крышку.
  • Выжидают, пока вершина кристалла покажется над водой.
  • Воду сливают, кристалл вынимают и высушивают.

Опыт очень интересен детям, практически безопасен, но для его проведения потребуется не менее 4-х дней.

Стоимость набора: 350 руб.

Набор для химических экспериментов «Светофор»

Набор включает:

  • гидроксид натрия;
  • глюкозу;
  • индигокармин;
  • 2 мерных стакана;
  • перчатки.

Последовательность опыта:

  1. В 1-ом стакане растворяют глюкозу (4 таблетки), используя для этого небольшое количество кипятка. Добавляют 10 мг раствора гидроксида натрия.
  2. Во 2-ом стакане растворяют немного индигокармина.
  3. В полученную синюю жидкость вливают раствор глюкозы со щёлочью.
  4. При смешивании растворов жидкость станет зелёной (кислород, содержащийся в воздухе, окисляет индигокармин).
  5. Постепенно раствор станет красным, затем жёлтым. Если сосуд с жёлтым раствором встряхнуть, жидкость снова станет зелёной, следом красной и жёлтой.

Эксперимент зрелищный, интересный и безопасный. К недостаткам можно отнести недостаточно подробную инструкцию.

Цена набора: 350 руб.

Достоинства и недостатки домашних экспериментов

Название опыта Достоинства Недостатки
Фараонова змея Доступность материалов, зрелищность Не безопасен
Выращивание кристаллов Полная безопасность, наглядность Эксперимент довольно продолжителен
Вулкан Наглядно демонстрирует взаимодействие веществ Длительные приготовления к опыту
Эксперимент по взаимодействию металлов с различными жидкостями Эффектность, безопасность Требует немало времени для проведения
Домашний фейерверк Зрелищность и доступность используемых веществ Не безопасен

Большинство химических домашних опытов при правильном проведении не наносят вред здоровью ребёнка, но проводить их лучше под надзором взрослых. Все необходимые вещества найдутся на любой кухне.

Эксперименты раскроют детям секреты взаимодействия веществ и вызовут интерес к познанию мира.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: химические опыты для детей

Домашняя чудо-лаборатория: химические опыты для детей:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

сайт собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, - у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится : 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение : Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится : 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт : Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится : 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт : Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение : Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы

Понадобится : 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Опыт : В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.

Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.

Объяснение : С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

Зажженная спичка

Понадобятся : Спички, фонарик.

Опыт : Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.

Объяснение : Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.

Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • сода;
  • уксус;
  • бутылка;
  • воздушный шарик.

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сырое куриное яйцо;
  • стакан.

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!

Мы предлагаем вашему вниманию 10 потрясающих фокусов-опытов, или научных шоу, которые можно сделать своими руками в домашних условиях.
На дне рождения ребенка, на выходных или на каникулах проведите время с пользой и станьте центром внимания множества глаз! 🙂

В подготовке поста нам помог опытный организатор научных шоу - профессор Николя . Он объяснил принципы, которые заложены в том или ином фокусе.

1 - Лавовая лампа

1. Наверняка многие из вас видели лампу, у которой внутри жидкость, имитирующая горячую лаву. Выглядит волшебно.

2. В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий).

3. После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект.

4. В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик - начнется «настоящая магия».

: «Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение».

Хотите устроить настоящее научное шоу? Больше опытов можно найти в книге .

2 - Опыт с газировкой

5. Наверняка дома или в соседнем магазине для праздника найдется несколько банок с газировкой. Прежде чем выпить их, задайте ребятам вопрос: «Что будет, если погрузить банки с газировкой в воду?»
Утонут? Будут плавать? Зависит от газировки.
Предложите детям заранее угадать, что произойдет с той или иной банкой и проведите опыт.

6. Берем банки и аккуратно опускаем в воду.

7. Оказывается, несмотря на одинаковый объем, они имеют разный вес. Именно поэтому одни банки тонут, а другие нет.

Комментарий профессора Николя : «Все наши банки имеют одинаковый объем, но вот масса у каждой банки различная, а это значит, что и плотность отличается. Что такое плотность? Это значение массы, поделенное на объем. Так как объем у всех банок одинаковый, то плотность будет выше у той из них, чья масса больше.
Будет ли банка плавать в контейнере или же утонет, зависит от отношения ее плотности к плотности воды. Если плотность банки меньше, то она будет находиться на поверхности, в противном случае банка пойдет ко дну.
Но за счет чего банка с обычной колой плотнее (тяжелее), чем банка с диетическим напитком?
Всё дело в сахаре! В отличие от обычной колы, где в качестве подсластителя используется сахарный песок, в диетическую добавляют специальный сахарозаменитель, который весит намного меньше. Так сколько же сахара в обычной банке с газировкой? Разница в массе между обычной газировкой и ее диетическим аналогом даст нам ответ!»

3 - Крышка из бумаги

Задайте присутствующим вопрос: «Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим.

10. Аккуратно вырезаем бумагу.

11. Кладем сверху на стакан.

12. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Комментарий профессора Николя : «Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».

4 - Мыльный вулкан

Как устроить дома извержение маленького вулкана?

14. Вам понадобится сода, уксус, немного моющей химии для посуды и картон.

16. Разводим уксус в воде, добавляем моющей жидкости и подкрашиваем все йодом.

17. Оборачиваем все темным картоном - это будет «тело» вулкана. Щепотка соды падает в стакан, и вулкан начинает извергаться.

Комментарий профессора Николя : «В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену - вот и извержение».

5 - Насос из свечи

Может ли свечка изменить законы гравитации и поднять воду вверх?

19. Ставим свечку на блюдце и зажигаем ее.

20. Наливаем подкрашенную воду на блюдце.

21. Накрываем свечу стаканом. Через некоторое время вода втянется внутрь стакана вопреки законам гравитации.

Комментарий профессора Николя : «Что делает насос? Меняет давление: увеличивает (тогда вода или воздух начинают «убегать») или, наоборот, уменьшает (тогда газ или жидкость начинают «прибывать»). Когда мы накрыли горящую свечу стаканом, свеча потухла, воздух внутри стакана остыл, и поэтому давление уменьшилось, вот вода из миски и стала всасываться внутрь».

Игры и опыты с водой и огнем есть в книге «Эксперименты профессора Николя» .

6 - Вода в решете

Продолжаем изучать магические свойства воды и окружающих предметов. Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

22. Отрежьте кусок бинта.

23. Оберните бинтом стакан или бокал для шампанского.

24. Переворачивайте бокал - вода не выливается!

Комментарий профессора Николя : «Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!»

7 - Водолазный колокол

И чтобы закрепить за вами почетное звание Мага Воды и Повелителя Стихий, пообещайте, что сможете доставить бумагу на дно любого океана (или ванны или даже тазика), не замочив ее.

25. Пусть присутствующие напишут свои имена на листе бумаги.

26. Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара.

27. Бумага остается сухой - вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок - дайте зрителям удостовериться, что он действительно сухой.