Детские рассказы про обувь. Конспект занятия для старшей группы на тему: «Обувь

Татьяна Стебунова

Образовательные области: познание, коммуникация.

Цель:

Обобщить знания детей об обуви.

Задачи:

Рассказать о происхождении обуви.

Формировать представления об изменении обуви со временем.

Закрепить знания свойств материалов6 меха, кожи, резины, войлока.

Развивать у детей сенсорное восприятие путем обследования.

Материал и оборудование:

различная обувь для выставки

изображения обуви

кусочки материалов (резина, кожа, мех, войлок)

Словарная работа:

Развивать связную речь, умение анализировать, делать выводы.

Упражнять в правильном названии слов множественного числа, родительного падежа.

Предварительная работа:

беседы по теме. ,

подбор разнообразной обуви и организация выставки.

чтение стихотворения Чуковского «Чудо – дерево».

Ход познавательного занятия.

Вы любите загадки? Отгадав мою загадку вы поймете о чем пойдет речь сегодня.

«Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью»

Правильно, речь идет об обуви.

Я вас приглашаю на выставку обуви под названием «Обувь разная нужна, обувь всякая важна».

Как вы думаете, сколько человеку нужно обуви. По рассуждайте

(Дети рассказывают какая и для чего нужна обувь)

Правильно: простые, утепленные ботинки, резиновые сапоги,

лыжные, шлепки, босоножки, праздничные туфли и так далее.

По нескольку раз в день нам приходиться переодеваться.

Утром встав с постели, мы первым делом ищем под кроватью комнатную обувь.

Перед тем, как идти в школу, на работу, надеваем туфли, ботинки, сапоги.

На работе многие тоже переодеваются, там может быть специальная обувь,

например бутсы для рабочих на заводе.

Вечером, собираясь в театр, надеваем красивые туфли.

Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда.

Но нет не всегда!

У самого обыкновенного ботинка очень длинная и очень интересная история.

(Воспитатель читает детям «Когда появилась обувь?»)

Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по острым камням без обуви?

(Дети проходят по каменной дорожке с одной раздетой ногой.)

Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно).

А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)

Ребята, а кто делает обувь? (обувщик, сапожник)

Да, эта профессия появилась – 5 тысяч лет назад. И год от года сапожники делали, более удобную, более прочную, более красивую обувь. Среди сапожников были большие мастера своего дела. Они шили красивые, изящные туфельки из цветной кожи с блестящими пряжками и красивыми узорами.

Ребята, обратите внимание, какая красивая обувь на «чудо – дереве» выросла.

(Воспитатель читает отрывок стихотворения «чудо – дерево»)

А теперь давайте поиграем в игру «наоборот» с мчом.

Воспитатель - дети

Есть сапоги - нет сапог

Ботинки – ботинок

Тапки – тапок

Шлепанцы – шлепанцев

Босоножки – босоножек

Туфли – туфель

Сандали – сандалей

Тапочки – тапочек

Физкультминутка "Веселые ножки"

Долгое время самым распространенным материалом для изготовления обуви была кожа животных.

Какое ценное свойство имеет кожа?

Правильно она мягкая, гибкая, ее можно прошить, пробить, приклеить.

Возьмите кусочек кожи и расскажите, какая она?

(прочная, мягкая, легкая)

Но самое ценное в ней это то, что она «дышит», т. е.

Пропускает через свои поры или отверстия воздух. Поэтому в кожаной обуви нога чувствует себя хорошо, не устает, не потеет. А из какого материала еще можно изготавливать обувь? (резина, мех, войлок, сукно)

Вспомните в какой обуви вы ходили в морозные дни? (в валенках)

Из какого материала они изготовлены? (из войлока)

Какие свойства у этого материала? (плотный, теплый, водопроницаемый)

Его делают из овечьей шерсти.

А если на улице потеплело что мы оденем? (кожаные сапоги)

Кожаные сапоги или ботинки утепляют мехом, что бы и в мороз их можно было одеть.

А вот и ручейки и лужи появились, что же тогда у нас на ногах? (резиновые сапоги)

Ребята, мы сегодня познакомились с различной обувью и материалами из которых она сделана.

Дома рассмотрите обувь вашей семьи и расскажите нам о том в какую погоду ее надо носить и из чего она сделана!

А на последок мы с вами поиграем в игру «Найди свою пару»

(дети снимают по одному ботинку и с завязанными глазами ищут свою пару обуви)

Однажды девочка Саша сказала своей маме:
– Мамочка, мне нужны новые ботинки. Эти ботинки мне уже маленькие, – и она показала на пару синеньких ботиночек. – А вот эти уже старые. Что же мне делать?
И она показала маме на свои старые-старые любимые розовые ботиночки.
– Что ж пойдем, — ответила мама, взяла Сашу за руку и они отправились в обувной магазин.
В большом-пребольшом обувном магазине было очень много обуви. Но Саше сразу понравились красные ботиночки с черными полосочками. Она говорит:
– Мамочка, я хочу вот эти.
Но когда они стали мерять, то выбранные ботиночки оказались слишком велики. Они все время сваливались. Мама даже спросила у тёти продавщицы: «Нет ли таких точно, но поменьше?». Но таких же точно, но поменьше, к сожалению, не оказалось. Саша очень расстроилась. И даже почти заныла:
– Я так хотела эти ботиночки, — говорила она.
Вы, наверное, знаете, как это бывает, когда ты что-нибудь хочешь, а этого получить не можешь, и тогда самое время включить это «у-у».
Но мама не сдавалась. Мама повела ее к другой полке и сказала:
– Посмотри, какие красивые, хорошие ботиночки стоят здесь на полочке.
Саша, откровенно говоря, даже не хотела смотреть в ту сторону. Потому что она решила погоревать по тем ботинкам, которые ей понравились. Но в это момент произошло что-то невероятное и ботинки, которые стояли на полке, на которую показывала мама, вдруг зашевелились. И один из них тихонечко сказал Саше:
– Привет! Ты кто? Ты мальчик или девочка? Вот я левый ботинок и хочу, чтобы нас купил мальчик.
– А я правый ботинок. Я хочу, чтобы нас купила девочка, — вступил в беседу второй ботинок.
– Нет, мальчик!
– Нет, девочка!
Так они начали спорить, перекрикивая друг друга. Саша естественно перестала рыдать и ныть, очень увлеченно смотрела на весь этот диалог ботинок и говорит:
– Так, все! Не кричите! Я девочка! И я вас покупаю!
Саша повернулась к маме и сказала:
– Берем эти. Мам, ты права.
– Может мы их сначала померяем? – спросила мама.
– Чего тут мерять? Я же вижу, что это мой размер.
Но немного подумав, Саша все же сказала:
– Ладно давай померяем.
Конечно же она мигом нацепила ботинки. Оказывается, она это умела делать быстро и ловко, когда очень хотела. Ботинки пришлись ей впору, как будто были сделаны специально для нее. В них было так удобно, так хорошо. Саша еще подумала: «Что это я сразу не поверила маме и стала сопротивляться? Оказывается, что это самые лучшие на свете ботинки».
Она встала, потопала ножками и сказала:
– Ну, все! В них я пойду домой.
А мама говорит:
– Саша, тебе уже 4 года и ты знаешь, что сначала нужно заплатить за покупку. Подойти к кассе, дать денежку. А уже потом ходить в новых ботинках!
– Ах, да, — сказала Саша, — что-то я задумалась.
Она конечно, сняла ботинки, надела свои старые, нехотя и очень медленно, как будто бы не умела надевать ботинки. Взяла в руки новые так аккуратно, так бережно и нежно, как будто это была хрустальная ваза и Саша боялась ее разбить.
Она погладила левый ботинок и прошептала: «Не расстраивайся, что я девочка. Я хорошая девочка, веселая!». Потом она погладила правый ботинок и тихонько-тихонько сказала: «Я девочка и мы будем с тобой дружить!». И ботиночки ей в ответ заулыбались (каждый по-своему).
А Саша торжественно на вытянутых руках понесла свои ботиночки в кассу. Когда они стояли около кассы, то левый ботиночек сказал Саше тихонечко-тихонечко на ушко:
– Я очень люблю ходить по лужам. Очень люблю прыгать и вообще очень люблю грязь.
А правый ботиночек услышал это и говорит:
– Грязь! Нет уж! Я люблю сухой асфальт. Я люблю обходить мимо луж. Я люблю быть чистеньким, аккуратненьким. Я хочу стоять ровненько на полочке, когда приду домой.
– Откуда вы все это знаете? – удивилась Саша, — вы же никогда не ходили по улице.
– Ну и что? Мы ботинки все знаем, что нас ждет впереди.
– Хм… Ладно, — сказала Саша. Она подумала, что есть какая-то ботиночная страна, где ботинки обучаются перед тем, как они попадают в магазин.
В это время они уже вышли с мамой вместе из магазина и Саша воскликнула:
– Нет-нет, я все-таки надену новые ботиночки.
Она уселась на лавочку и опять ловко и быстро переобулась.
– Ой, какие удобные! А как тебя зовут, правый ботинок?
– Меня зовут Виолетта.
– А как тебя зовут, левый ботинок?
– А меня зовут Ганс.
– Вот это имена! – пробормотала Саша, — как бы не забыть! Ганс я еще может запомню, а Виолетта…
– Да-да-да! Меня зовут Виолетта. Скажи спасибо, что я не розовая, а такая же коричневая, как мой брат Ганс.
– Да, уж. Было бы смешно, если бы левый был коричневый, правый – розовый.
– Кому смешно, а кому и не очень. А я все-таки мечтала быть розовой. Или хотя бы иметь розовый бантик.
– Что ж, — сказала Саша, — бантик я тебе подарю. А теперь пошли домой.
И они пошли. Правый стал кричать:
– Хочу в лужу! Хочу в грязь!
А Виолетта кричала:
– Посмотри лужа, обходи! Осторожно не хочу в лужу! Не хочу в грязь!
И Саша решила так: левая нога будет идти по лужам, а правая нога будет идти рядом.
У вас есть левая нога? У меня есть левая нога – вот она. Правая нога там же, где правая рука. У вас наверное, тоже есть правая нога и правая рука.
И вот левая Сашина нога шла по лужам, а правая Сашина нога шла рядом. И никто не расстраивался. Ни левый ботинок по имени Ганс, ни правый ботинок по имени Виолетта.
Так вот, когда девочка Саша пришла домой, то левый ботиночек был очень грязным, а правый запачкался самую капельку, буквально несколько грязных точечек на нем появилось и то перепавших от брата Ганса.
Виолетта сказала:
– Спасибо тебе, Сашенька, что ты меня так берегла. Ты такая аккуратная девочка и в лужи не вступала и не шлепала. Ты настоящая умница, девочка.
А Ганс прошептал Саше:
– Спасибо тебе, Саша, что ты дала мне погулять по лужам и по настоящей грязи. Я так это люблю. Ты настоящий друг. Прям, как настоящий мальчишка. Я очень рад, что с тобой познакомился. Даже надеюсь на то, что мы подружимся.
– Подружимся-подружимся, — сказала Саша, — но теперь мне придется тебя вымыть. Понимаешь? Я хочу поставить тебя в шкафчик на полочку, а в шкафчике у меня очень чисто.
– Ну, что ж! Мыться я люблю! – воскликнул Ганс. – Ходить по лужам, а потом мыться одно удовольствие. Весь потом такой чистый, снова в лужу. Бах-бах!
– Да уж, — засмеялась девочка. Саша пошла взяла тряпочку, вымыла сначала левый ботинок, которого звали Ганс. А потом она еще обязательно вымыла правый ботинок, которого звали Виолетта. Он был практически чистый.
– Вы мои дорогие, любимые ботиночки, — прошептала Саша и поставила их на полочку. – Знаешь, Виолетта, я тебе вместо коричневого шнурка зашнурую розовый, давай? Это будет очень красиво и очень необычно!
– Ура! Ура! – закричала Виолетта, — я так рада! Я так счастлива! Безмерно! Сегодня я буду спать здесь в шкафу и всю ночь мечтать о том, какая я буду завтра красавица с розовым шнурком. Ой-ой-ой! Ай-яй-яй! – она так распереживалась, что никак не могла успокоиться. Так ей скорее хотелось получить розовый шнурок.
А Ганс спросил:
– Саша, я надеюсь ты мне не собираешься вдевать розовый шнурок? Ни в коем случае, да?
– Да уж, конечно, ни в коем случае, — сказала Саша, — какой уж тут розовый шнурок. Гансы не ходят с розовыми шнурками.
– Да уж, конечно, — поддержал ее Ганс. Он хотел произнести длинную речь. Но Саша его остановила:
– Все, спокойной ночи! Мне пора спать!
После чего она закрыла шкафчик, вымыла руки, поужинала и легла спать. А на утро она тихонечко спросила у мамы, где ей можно взять розовую ленту или розовый шнурок. Но мама совершенно случайно слышала вчерашний разговор Саши с ботинками и конечно уже приготовила для Саши розовый шнурок подходящего размера.
– Вот тебе, Саша, розовый шнурок для твоей Виолетты.
– Мама, ты все слышала, да? Ты знаешь, как зовут мои ботиночки.
– Да, — сказала мама, — вы так громко беседовали в коридоре, что не услышать вас было невозможно.
И Саша побежала к Виолетте. Поздоровалась с ней, сказала ей «Доброе утро!», вытащила старый коричневый шнурок, вставила новый розовый шнурок. Виолетта опять начала охать, ахать. А Саша сказала:
– Хватит вздыхать! Пошли гулять!
– Ура! — закричали ботинки и даже запрыгали от радости.
Саша быстро-быстро обулась и побежала гулять. Как всегда после прогулок левый ботинок был очень грязный, а правый ботинок был почти чистый. Вот так подружилась Саша со своими новыми ботинками.
На этом и сказке конец.

Та же сказка, пересказанная близко к тексту в прямом эфире:

Как поиграть после этой сказки?

Конечно, нужно обсудить, что такое пара и не пара. Что бывает парами? (ботинки, сапоги, кеды, кроссовки и другая обувь, а ещё носки, гольфы, варежки, перчатки, коньки, лыжи и многое другое)

Обязательно обсудите понятия правый-левый. Вырежьте из бумаги или картона пары варежек, ботинок, сапог. Подбирайте парами — правый и левый, раскрашивайте парами. Поиграйте в магазин обуви и одежды, где всё продаётся парами.

Рисуйте одинаковые узоры на парах варежек или ботинок.

Предложите ребёнку вставлять шнурки в ботинки — шнуровать и, наоборот, расшнуровывать. Можно ещё попробовать научиться завязывать узел и бантик (не у всех это сразу получится). И лучше делать это на настоящих ботинках, а не на деревянных макетах.

Все эти игры и занятия, конечно, не на один день. Просто вспоминайте сказку и предлагайте дополнительные игры.

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий в

Подготовительной к школе группе детского сада

для детей с ОНР

Лексическая тема «Обувь» .

Цель : Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Обувь».

Задачи :

- Закреплять представления детей об обуви, её назначении, деталях, материалах, из которых она сделана.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление путем выделения 4-го лишнего.

Развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов обуви в игре «Найди пару».

Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их дифференциаций (обувь: зимняя, летняя, спортивная…) .

Закреплять навыки согласования имен прилагательных с существительными в роде, падеже, умение образовывать прилагательные от существительных.

Закреплять умение детей составлять предложения с заданными словами.

Оборудование : Доска магнитная; магниты; указка; картинный материал на тему «Обувь»; мяч; картинки с изображением обуви и одежды для игры «Четвертый лишний»; речевой материал из пособия «Здравствуй мир» А.А. Вахрушев и др. – стр. 76, «По дороге к азбуке» ч. 1и 2 Т.Р. Кислова – стр.66, 68, «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет» Э.Ф. Курмаева – стр. 24.

(Дети сидят на стульчиках полукругом на ковре. На доске – картинки на тему «Обувь»)

1) Оргмомент.

Педагог читает детям стихотворение:

И лисенку,

И волчонку,

И щенку,

И олененку

Покупать в подарок

Тапки

Надо на четыре лапки.

О ком идет речь в этом стихотворении? (О лисенке, волчонке …).

Как назвать их всех одним словом? (Звери).

Что в стихотворении говорится такого, чего на самом деле не бывает? (Звери не носят тапки).

А сапоги, туфли, кроссовки они носят? (Нет).

Как одним словом сказать, чего не носят звери? (Обувь).

2) Сообщение темы занятия.

Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (Об обуви).

3) Беседа по теме.

Кто носит обувь? (Люди).

Зачем людям обувь? (Чтобы ноги не мерзли, чтобы защищать ноги от острых предметов …).

4) Игра «Найди пару»

(Педагог предлагает детям снять обувь с правой ноги).

Как называется твоя обувь? (Туфли, кроссовки, сандалии …).

Покажи подошву на твоей туфле (кроссовке и т.п.).

На что застегивается (завязывается) твоя обувь? (На липучки, застежки, шнурки).

Снимите обувь с левой ноги. Рассмотрите свою пару обуви.

Одинаковы ли ваши туфли (кроссовки и т.п.) с правой и левой ноги?

Что означает словосочетание «Пара обуви?». (Два ботинка…).

Почему обувь делают парами? (У людей две ноги).

Педагог предлагает детям поиграть. Всю снятую обувь дети складывают кучкой посередине ковра. По сигналу взрослого каждый ребенок должен найти свою пару обуви и как можно быстрее надеть её.

Выигрывает тот, кто сделает это быстро и правильно.

5) Игра «Какую обувь можно купить в магазине?»

Дети по очереди называют обувь (туфли, сапоги и т.д.) и показывают соответствующую картинку на доске.

Магазин, в котором продают обувь, какой? (Обувной).

6) Словарная работа (классификация обуви).

Какую обувь носят зимой? (Сапоги, валенки, унты …). Как назвать эту обувь одним словом? (Зимняя).

Какую обувь носят летом? (Сандалии, босоножки, туфли …). (Летняя).

Какую обувь носят весной и осенью? (Сапоги, ботинки, полусапожки и т.п.). Как назовем эту обувь одним словом? (Демисезонная).

Какую обувь носят дома? (Тапочки, шлепанцы …). - (Домашняя).

Какую обувь носят спортсмены? (Кроссовки, кеды, чешки …). – (Спортивная).

Педагог предлагает показать на рисунке и назвать обувь мужскую, женскую, детскую, домашнюю, спортивную.

7) Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки - дети загибают пальцы на

На ногах сапожки. обеих руках, начиная с больших,

Как у нашей свинки на каждое название обуви.

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так, - «Шагают» по коленкам указательными

Новые кроссовки. и средними пальцами обеих рук.

8) Игра «Четвертый лишний».

На ковре разложены картинки:

Кроссовки, варежки, ботинки, тапки.

Сапоги, брюки, туфли, валенки.

Блузка, свитер, босоножки, юбка.

Куртка, пальто, спортивный костюм, туфли.

Педагог вызывает детей по очереди.

Задание: найти, убрать лишнюю картинку и объяснить почему. Все остальные дети следят за правильностью выполнения задания.

9) Физминутка.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай!» -

Им рукой не помогай.

10) Игра с мячом «Какие?».

Туфли из кожи, какие? (Кожаные).

Тапки из меха, какие? (Меховые).

Сапоги из замши, какие? (Замшевые).

Сапоги из резины, какие? (Резиновые).

11) Упражнение «Составь предложение».

(Педагог предлагает детям составить предложения с прилагательными из предыдущего задания: кожаные, меховые, замшевые, резиновые).

12) Итог

О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? (Об обуви).

Какую обувь вы знаете? Назовите.

Что нового вы узнали об обуви?

Какая обувь есть у вас?

Молодцы, все сегодня работали хорошо. Все задания выполнили.

Занятие окончено.


ПРО ОБУВЬ И НЕ ТОЛЬКО…
«Он сейчас совсем его сгрызет! Какое безобразие! Разве можно было оставлять маленького и беззащитного с таким ужасным Щенком! Это настоящее страшилище: черный, мохнатый, лапастый, к тому же у него ужасно острые зубы!», - сокрушалась туфелька Сашиной мамы. Она видела, какую неравную борьбу ведет маленький Сандалик с большим Щенком. Сандалик сопротивлялся изо всех сил: он откатывался под обувную полку, прятался за тумбочку, за велосипед, даже за ногу хозяина. Но ничего не помогало…Новый обитатель дома – Щенок Тимка везде находил Сандалика и упорно пытался его сгрызть. Саша – хозяин башмачка не только не пытался его защитить, а, наоборот, всячески помогал Тимке находить убежище Сандалика. Если Тимка догрызет сандалик, Саше купят новую обувь – красивую и яркую, как у Вовки. А мальчик давно такую хотел…
В конце концов, у Сандалика не осталось ремешка, и носок башмачка был изрядно пожеван. А еще ему пришлось расстаться со стелькой – ее ненасытный Щенок совсем сгрыз... Вечером пришла с работы мама. Увидев плачевное состояние Сандалика, она нисколько не рассердилась. Она даже… обрадовалась. «Давно собиралась выкинуть старую обувь, а тут такой замечательный повод!», - сказала мама. Она положила в пакет одинокий Кроссовок Сашиного папы (второй давно куда-то делся) и Сандалик Саши. Потом подумала и прибавила к ним свои, ставшие ненужными, туфельки, давно вышедшие из моды. Через несколько минут пакет оказался возле мусорки...
Туфельки рыдали и оплакивали свою несчастную судьбу. «Мы так следили за собой, мы в такой прекрасной форме, мы всегда старались быть удобными! Как мы нравились хозяйке, когда она принесла нас из магазина…совсем недавно - в прошлом году… Да, у нас стерлись набойки и потерялись пряжки. Но мы же столько работали! А теперь нас сюда? За что?». Последовал новый слезный взрыв. Сандалик тоже потихоньку всхлипывал – ему так нравилось гулять со своим хозяином, играть в футбол и в дагоны…И совсем не хотелось становится мусором…Кроссовок молчал. Конечно, ему было что вспомнить – и футбольные матчи, и походы, и…Да что толку вспоминать и лить слезы? Надо скорее решить - как жить дальше. Остаться здесь, в этом пакете? В любую минуту может появиться какой-нибудь бродячий пес и всех погрызть от голода или злобы. Или Сашины друзья раскидают их по всему двору... Или дворничиха тетя Катя бросит пакет в контейнер…
«Я знаю, что надо делать», - сказал Кроссовок после долгого молчания. «Надо искать мастера, который нас починит! Тогда мы снова будем нужны!» Такому решению обрадовались все обитатели пакета! К счастью, в соседнем доме была мастерская–маленький подуподвальчик в большой девятиэтажке. Сколько раз и Туфельки, и Кроссовок, да и Сандалик проходили, пробегали, пропрыгивали мимо вывески: «Ремонт и пошив обуви». «Нам – туда», - сказал Кроссовок и решительно направился к заветной двери. Кнопка звонка находилась совсем низко от земли. Кроссовок встал на пятку, одна Туфелька встала на его носок, вторая на носок первой, а Сандалик забалансировал на ее тонком носике. В мастерской раздался звонок. Через несколько минут вышел сапожник и с ходу стал ругаться, увидев стоявшую на пороге обувь: «Что за люди! Выкинуть лень – сюда несут!». Он поочередно повертел в руках «подкидышей» и покачал головой: «Зачем мне такая рухлядь? Ей место только на помойке. Вот разве туфли взять?.. Кожа на них хорошая – на заплатки пустить можно. У меня в ремонте несколько пар такого цвета». Туфельки замерли от ужаса. Им, таким блестящим, быть чужими заплатками?!
В это время к порогу подошла сурового вида женщина. Она грозно спросила: «Мои сапоги опять не готовы?» и решительно направилась вглубь мастерской. Сапожник поспешил за ней, бросив туфельки. Первым опомнился Кроссовок: «Надо уходить! Быстро!» Оказавшись в безопасном месте, все вновь стали думать - где искать приюта и помощи? Весь день они ходили по городу, стучались в мастерские, но никто не хотел браться за их ремонт. В отчаянии они пытались заходить в обувные магазины, но оттуда их с позором выставляли продавцы. Уставшие, несчастные, погруженные в тяжелые мысли, они забылись тяжелым сном. Утром рядом с ними остановилась мусороуборочная машина. Она открыла свою страшную грязную «пасть», готовясь проглотить несчастных беглецов…
«Надо же какие замечательные вещи валяются прямо под ногами!» - Художник с удовольствием рассматривал никому ненужную обувь. Под недоуменные взгляды дворничихи он бережно положил в сумку находку и заспешил домой. Тут он сразу же принялся за дело. Туфельки, очищенные от пыли и усталости, он покрыл золотой краской, украсил бусинками, бантиками - всем, на что хватило его фантазии. «Я назову их туфельками королевы!», - подумал художник. «Теперь займемся кроссовком. Сначала я его хорошенько отмою…» После тщательной помывки и просушки мастер приделал к кроссовку ремешок и прочие детали, необходимые… для рюкзака. С Сандаликом пришлось повозиться дольше всего – Тимка очень сильно над ним «потрудился». Но, в конце концов, Сандалик превратился в игрушку! Смешного, ушастого человечка…
Проходя по выставке известного художника: «Вторая жизнь старых вещей», Сашина мама восхищенно рассматривала свои туфельки, папин Кроссовок, Сашин Сандалик…Правда, она их совсем не узнала…

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : обувь, ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, сандалии, каблук, подошва, шнурок, язычок, носок, пятка, задник, застёжка, ремешок; прилагательных : удобная, новая, старая, кожаная, замшевая, войлочная и т.п.; глаголов : обувать, снимать, чистить, мыть.

Игры и упражнения

«Назови свою обувь»
зимнюю: сапоги, …;
летнюю: сандалии, …,
осеннюю ботинки, …

Игра с мячом «Один – много»
тУфля - туфли много туфлей
кроссовок - кроссовки много кроссовок
ботинок - ботинки много ботинок
сапог - сапоги много сапог

«Исправь ошибки Незнайки»
Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф.

«Назови, какие эти предметы»
сапоги из кожи – кожаные сапоги
сланцы из резины -
валенки из войлока -
туфли из замши -

«Посчитаем парами»
одна пара сапог, две пары сапог … пять пар …
одна пара туфлей, две пары … пять пар…
одна пара перчаток, две пары … пять пар …

«Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все предметы обуви, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.

«Скажи наоборот»
взрослая обувь - (детская обувь) большие сапоги -
чистые туфли - новые кроссовки -
мокрые ботинки -

Выучите с ребёнком загадку:
Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа –
Топать, шлёпать по болотам. (Сапоги)

Назовите и покажите вместе с ребёнком части обуви:
Пятка, носок, стелька, подошва, язычок, застёжка, голенище, каблук, задник.

Пальчиковая гимнастика

«Вот какая обувь»

Обувь носим на ногах. на каждые две строки делаем самомассаж
Ходим часто в сапогах, подушечкам пальцев.
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем
И на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Обувь разная нужна.
Обувь всякая важна.

Посчитаем в первый раз

Подсчитаем в первый раз, Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви
Для Наташки и Сережки, загибают по одному пальчику,
Да ещё ботинки начиная с большого.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки Загибают на обеих руках
На ногах сапожки. пальчики по одному,
Как у нашей свинки начиная с большого.
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так, "Шагают" по столу указательным
Вот так, и средним пальцами обеих рук
Новые кроссовки.

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. "шагают" по столу.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному пальчику,
По зеленым берегам, начиная с большого.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

Координация речи и движения

Тапки

Это тапки для для Антошки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Чтобы в них не мерзли ножки. Четыре прыжка на месте
Топ-топ-топотушки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Что за тапки? Как игрушки! Левую ногу на носок, а затем на пятку.
То же правой ногой

Ботиночки

Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Не ботинки, а картинки. Четыре прыжка на месте
Чтобы в них гулять ходить, Идут по кругу друг за другом
Бегать, прыгать и шалить. Бегут по кругу друг за другом,
два прыжка, два притопа.

Выучите с ребёнком стихотворения об обуви, закрепляя правильное произношение поставленных звуков.

Ботинок (звуки с, з, ш)

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая

Мэри (звуки ш, рь)

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!
Английская песенка

* * * (звуки с, з, ш, ч)

На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
Е. Стеквашова

Поединок со шнурком (звуки з, ш)

Ко мне братишка привязывается,
Шнурок у него не завязывается.
Шнурок на ботинке завязываю,
Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.
Рассказываю, как завязываю.
Завязываю и развязываю,
Развязываю и завязываю…
И я научился не сразу ведь
Завязывать и развязывать…
Ш. Галлиев

Сапоги с характером (звуки к, г, с, л)

В углу стояли сапоги
С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко
И – выпустил котенка!
В. Азбукин

Странные сапоги (звуки с, л)

Ну и сапоги у Славы!
Один – левый. Другой – правый.
Но левый – на правой,
А правый – на левой.
Объясни скорее, Слава,
Что же это с ними стало?
Что стряслось?
- Сапоги поссорились,
вот и смотрят врозь.
А. Пысин

Считалка с башмачком (звуки с, з, ч)

Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
М. Яснов

* * * (звуки с, ч, рь, р)

У маленькой Мариночки
Скрипучие ботиночки:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Ботиночки скрипучие,
Самые лучшие.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Соседи все встревожены.
Терпеть не расположены.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Однако делать нечего,
И слушают до вечера:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Пора уж спать Мариночке,
Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.
А. Бродский

Шнурки (звуки с, з, ш, р)

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка,
А держали бы башмак
Крепко-накрепко.
Вот так!
М. Пластов