Что будет если ударить ребенка по голове. Бить ребенка: воспитание или испорченная психика

Ни для кого не секрет, что быть родителем – одна из наивысших степеней ответственности, которую может взять на себя человек. Частым явлением, которое можно встретить в теперешнее время, является то, что даже пары, которые несколько лет состоят в отношениях и крепко стоят на ногах в материальном плане, затягивают с рождением детей.

Это явление можно объяснить ответственностью за формирование личности новоявленного человека, ведь кроме различных благ родители также должны привить ребенку нормы поведения и всячески влиять на формирование его мировоззрения. Несомненно, каждая отдельная семья придерживается какой-то своей методики воспитания, что может быть вовсе не применимо для всех остальных родителей. Но часто молодожены сталкиваются с рассмотрением вопроса о наказании. Тут нередко возникает дилемма, стоит ли физически воздействовать на чадо, или всего можно достичь иным путем?

Возможно, не просто так все детские и семейные психологи, разработчики систем воспитания, воспитатели и педагоги, да и просто СМИ и всемирная сеть в один голос твердят, что поднимать руку на ребенка ни в коем случае нельзя. Многим будет интересно узнать, почему нельзя бить детей, какие последствия это может за собой повлечь.

Стоит также акцентировать внимание на том, что, несмотря ни на какие отговорки («не сильно», «чтоб больше так не делал», «по попке») , физическое насилие всегда им и остается.

Одной из причин, которые воспитатели приводят в данном ключе, является явный диссонанс между теми нормами, которые родители должны привить ребенку, и поведением, которое они на деле проявляют. Ведь общепризнанное мнение гласит, что применение силы - это плохо, и как ребенок может усвоить постулат правильно, если он противоречит тому примеру, который возникает перед глазами с раннего возраста? Запрет, который родители накладывают на детей, должен в той же степени касаться и их самих. Иногда, когда семейная пара решает, что правильнее: бить или не бить ребенка, их выбор устанавливает и другая причина. Как известно, старшее поколение должно быть незыблемым авторитетом для младшего, чтобы в должной степени могли сформироваться доверительные и уважительные отношения между ними. Чаще всего родители прибегают к методу физической расправы в том случае, если не могут найти правильные доводы. Это в свою очередь является негласным признанием своего морального поражения, которое в дальнейшем в крайней степени отрицательно скажется на авторитете. К тому же детям в раннем возрасте свойственно проверять пределы психологической прочности и выяснять, какая модель поведения поможет добиться наибольшей выгоды. Хуже всего, если дитя выбирает путь требований, скандалов и провокаций для привлечения внимания к своей особе.

В своей практике детские психологи часто отмечают случаи, когда молодые матери, ещё полностью не свыкшиеся со своей новой ролью, могут иногда по неосмотрительности хлопнуть ребенка, после чего получить скорее даже неосознанный ответ, который в дальнейшем полностью отбивает у них попытки обучать ребенка как-то иначе, чем путем разговоров и примеров.

Да и насколько здраво с точки зрения сформировавшегося здравомыслящего человека бить того, кто просто не способен ответить? Также причиной является то, что ребенок может подумать, что силу можно и нужно применять в любой бытовой ситуации, раз таким же образом поступают его родители. Безусловно, если на заре человечества правило силы действовало на всех поголовно, но, возможно, с момента выхода людей из пещер оно уже не является единственно правильным? Не стоит давать чаду понять, что всего желаемого можно добиться путем насилия, чтобы не склонять его к излишне жестокой модели поведения.

Как следующую причину, которая говорит в пользу отказа от физического воздействия, можно привести подтвержденный психологами факт, что любое насилие, особенно проявленное в раннем возрасте, наносит неизгладимый ущерб еще не полностью сформировавшейся личности. Кроме того, у ребенка может нарушиться система ценностей и значительно понизиться самоуважение. Практически всем известно, что большинство людей с нарушенной психикой, которые в дальнейшем нередко опускались до самых низов общественной лестницы, были завсегдатаями мест лишения свободы, а также приобретали маниакально-депрессивные наклонности, в детстве подвергались насилию в кругу семьи.

Кроме всего прочего, родители редко задумываются о том, что после того, как его ударили, ребенок ощущает себя никому не нужным, разбитым и одиноким. К тому же можно породить порочный круг, в котором разозленный малыш совершит какой-то необдуманный негативный поступок по отношению к старшему поколению, после чего опять будет наказан. Не так просто найти выход из этой сложной ситуации даже опытному воспитателю с многолетним стажем.

Решая, нужно ли бить ребенка, следует также задуматься об эффективности данного метода. Безусловно, дитя может согласиться со всеми предъявленными требованиями, пойти на любые условия, но вряд ли это будет продиктовано чем-то кроме чувства страха. Важно, чтобы малыш понимал, почему именно нельзя поступать тем или иным образом и учился постепенно анализировать собственные ошибки. Слова, примеры, спокойные объяснения куда лучше помогут в решении любых конфликтов, а кроме того, помогут сохранить и укрепить теплые отношения в семье. Специалисты отмечают, что реакция родителей даже на самый незначительный огрех зачастую может быть искажена посторонними факторами.

Проблемы в материальной сфере, неприятные рабочие моменты, негатив, скопленный за весь день, и раздражительность не должны вымещаться на малыше, ведь он зачастую не имеет ни малейшего отношения к проблемам взрослых, а становится лишь целью, на которую выливается вся агрессия.

Есть и ряд общих рекомендаций на тот случай, если непреднамеренно казус данного рода все же случайно произошел. Даже если ребенок маленький, нужно тут же перед ним извиниться, признать свою неправоту, а в дальнейшем тщательно следить за собой.

нельзя бить ребенка ? Обратимся к статистике. По данным Детского фонда ООН в 2010 году в России 100227 детей пострадало от насилия в семье. Убиты 1684 ребенка, покалечены – 3161 , причинен тяжкий вред 2386 . Около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет бьют родители. Из них более 50 тысяч сбегают из дома от побоев. В детских домах 80% детей – сироты при живых родителях, лишенных родительских прав.

Банальная истина, известная всем – дети наше будущее . Но хорошо ли мы понимаем, какое будущее себе готовим, поднимая руку на ребенка? Бить ребенка – это нормально? Нас так воспитывали, и ничего – выросли людьми? Подзатыльник, шлепок по попе или удар ложкой в лоб – похоже, никто этого не избежал в детстве. И только системно-векторная психология дает понимание, почему современных детей нельзя бить вообще.

Можно ли бить ребенка в целях воспитания Советы психолога СВП

Бить ребенка по попе – это нормально? О современном поколении

Они принципиально другие. Они говорят на другом языке – языке новых технологий, компьютеров и Интернета. Впервые в истории человечества «яйца учат курицу». «Сына, как зарегистрироваться в социальной сети?» — «Папа, просто нажми вон ту большую красную кнопку!»

Их психическое, сформированное огромным опытом предыдущих поколений, намного больше нашего. Мы в их возрасте решали задачи совсем другого уровня. Однако объем этого психического как раз и создает опасность в случае применения любого насилия – физического и вербального. Психика современного ребенка очень чувствительна. То, что раньше было позволено в отношении нашего воспитания, не позволено в деле воспитания наших детей. Даже обычный шлепок по попе может создать очень большие проблемы для будущего ребенка. Что уж говорить о жестоком обращении – это путь к духовному уродству этого очень чувствительного поколения.

Бить ребенка – не давать ему развиваться

Системно-векторная психология очень четко показывает, почему насилие в семье задерживает развитие ребенка. Для правильного полноценного процесса развития детям необходимо чувство защищенности и безопасности , которое дают им родители, особенно мать. Когда самые близкие люди поднимают руку на своего ребенка, это чувство теряется. Ребенок получает психическую травму, стресс, который вынуждает его рано становиться взрослым. Его свойства не успевают развиться до нужного уровня, соответствующего уровню развития общества, и остаются такими, какие они были у древнего человека.

Так, древний человек с кожным вектором был в том числе и вором , чтобы выполнять свою видовую роль – обеспечивать стаю запасами пищи. Битый кожный ребенок начинает воровать. И чем больше его наказывают за это, тем больше он ворует. Так проявляются в нем архетипичные неосознанные программы.

Неограниченный по своим свойствам уретральный ребенок, которым пытаются управлять с помощью насилия, убегает из дома, чтобы с раннего возраста начать выполнять свою роль вожака стаи. Только вот неразвитые свойства чаще толкают его в различные банды и преступные группировки, которые он начинает возглавлять.

Почему нельзя бить ребенка


И так в любом векторе. Теряя чувство защищенности и безопасности, зрительный ребенок начинает жить в страхах или эмоциональных раскачках (истериках); анальный становится упрямцем и садистом, в детстве вымещая свою обиду на животных, а потом – на людях; звуковик уходит в себя, вставая на путь аутизма и шизофрении; оральник заикается и теряет свою способность произносить блестящие речи и т.д. Бить ребенка – значит, создавать ему больное будущее, а нам всем – больное общество.

Почему нельзя бить ребенка? Плохие состояния родителей

Насилие над детьми существовало в любом обществе и при любом уровне жизни. Это происходит по двум причинам. Во-первых, родители вымещают свои плохие состояния на ребенке. Во-вторых, они бьют ребенка просто от бессилия, не зная, как справиться с ним, сделать его более управляемым. Рассмотрим каждую из причин более подробно.

Рост насилия в семье в современном мире (и особенно в России) вызван тем, что все больше людей находятся в плохих состояниях. Желания человека растут, а способов их наполнения становится все меньше. Кажется, испробованы уже все способы получения удовольствия от жизни, но почему-то этого мало и хочется большего. Но чего? Не понимая себя и своих истинных желаний, человек мечется, подменяя настоящее удовольствие от реализации природных желаний суррогатами наслаждений.

Плохие состояния, естественно, сказываются на окружающих. А кто более всех беззащитен и не способен дать отпор? Собственный ребенок. Часто на нем срывают свою несостоятельность в жизни родители. Попался под руку, не вовремя спросил, не вовремя отвлек, не сделал так, как хотел родитель.

Особенно большие фрустрации, неудовлетворенность от жизни имеют в современном обществе люди с анальным вектором, чьи ценности противоположны ценностям общества потребления. Их-то приоритеты как раз связаны с семьей и детьми, но не способные вписаться в новую жизнь, где правит индивидуализм, материальный успех, психическая гибкость и умение адаптироваться, они становятся злейшими врагами собственным родным.

Можно ли бить ребенка по попе?


Именно фрустрированный (не сумевший реализоваться социально или сексуально) анальный мужчина более всех склонен к домашнему садизму, бьет жену, иногда бьет ребенка. Анальная женщина, находящаяся во фрустрациях, отыгрывается в первую очередь на детях.

Родители с другими векторами, находящиеся во фрустрированном состоянии или в стрессе, тоже могут бить ребенка. Так, кожная мама, находящаяся в ситуации материальных ограничений и лишений (что является для нее большим стрессом) в состоянии раздражения способна дать затрещину своему чаду. Даже зрительная мама, в развитом и реализованном состоянии самая добрая и любящая, в состоянии истерики может нашлепать ребенка, а потом рыдать вместе с ним от жалости к нему, не понимая, как она сделала такое.

Бить ребенка, чтобы сделать его послушным

Чаще всего родители оправдывают свои вспышки насилия тем, что ребенок сам напросился: не слушался, вел себя неадекватно, не понятно, чего хотел. Родители не в состоянии справиться с ребенком только потому, что не понимают его психическое, его врожденные свойства, часто стараясь заставить его делать так, как сделали бы они сами, то есть понимая ребенка через свои свойства, пытаясь навязать ему свои желания .

Так, быстрая и стремительная кожная мама, сдергивает медлительного и основательного анального малыша с горшка, прерывая, тем самым, самый важный для него процесс очищения организма. И вот уже готов упрямец, который не хочет идти в садик и постоянно обижен на маму. Какие средства воспитания способна применить такая мама, когда уговоры уже не помогают? Конечно, шлепок по попе, и вместо того, чтобы сделать ребенка более послушным, она закрепляет в нем упрямство и обиду.

Как научиться не кричать и не бить ребенка? Родители, прошедшие тренинг по системно-векторной психологии, понимают, что воспитание с элементами насилия не дает никаких позитивных результатов, более того, закрепляет в ребенке негативные свойства, присущие неправильному развитию его векторов.

Гораздо более действенно понимать природные свойства ребенка и разговаривать с ним на его языке . Не затыкать рот оральному малышу. Уделять много внимания маленькому зрительнику. Говорить тихим голосом со звуковиком. Давать неторопливому анальнику закончить его важные дела. Не привязывать к стулу слишком подвижного кожного ребенка. Взывать к ответственности уретральника. Учить выживать в любых обстоятельствах обонятельника. Физически нагружать мышечного ребенка. И тогда насилие не понадобится. Об этом говорят многочисленные отзывы родителей, прошедших тренинг (смотрите один из них).

Кроме того, родители с системным мышлением лучше понимают и себя, свои состояния. Осознание психического дает знание, как наполнять свои истинные желания, а значит, как ощущать себя более счастливым, более реализованным. И в то же время внимание, чтобы контролировать собственные негативные состояния, если случается попасть под влияние стресса. Даже после первых бесплатных лекций по кожному и анальному вектору люди вдруг понимают, что не могут поднять руку на ребенка. Что-то останавливает их. И это что-то – осознание, которое может быть великой силой. Так что вопрос «Как перестать бить своего ребенка?» отпадает сам собой.

Почему бить ребенка в России становится нормой?

И все-таки нельзя не затронуть вопрос роста насилия над детьми в семье именно в России. В странах Запада с развитым кожным менталитетом случаи насилия встречаются тоже, но все же там ребенок в гораздо большей степени находится под защитой закона. Существует ювенальная юстиция, которая защищает ребенка, в первую очередь, от насилия родителей. Ребенок информирован о том, что в случае плохого обращения со стороны родителей, ему есть куда обратиться за помощью.

В России с ее уретрально-мышечным менталитетом пытаться решить проблему домашнего насилия с помощью закона бесполезно, потому что уретральная мера не ощущает ограничений, ей «закон не писан».

Ситуация усугубляется тем, что мы идем по чуждому нашему менталитету пути общества потребления, основанному на кожных ценностях. Это закономерно, потому что ценности всему человечеству сейчас диктует кожная фаза его развития. Однако это совершенно противоположно нам ментально. Мы коллективны, неограниченны, и общественное для нас важнее личного. Пытаясь воспринять кожные ценности безудержного потребления, индивидуализма, материального успеха, большинство россиян чувствуют сильную неудовлетворенность, которую сложно осознать и, тем более, как-то определить словами. Все это дает плохие состояния.

Плохие состояния родителей


Сейчас очень многие специалисты, профессионалы с анальным вектором в России находятся во фрустрированном состоянии в виду своей социальной нереализованности, которая часто влечет фрустрации сексуальные (женщины чаще выбирают социально реализованных мужчин). Их стремление к качеству и точности выполнения работы никому не нужно. Их ритм жизни не соответствует современному, вот почему они выпадают из активной жизни, «зависая на диване» и срывая свое плохое состояние на близких.

Даже самые лучшие анальные учителя, которые имели столь нужное им признание, уважение и благодарность в СССР, сейчас, вследствие утраты высокого социального статуса учителя, все чаще стали отыгрывать свою неудовлетворенность на учениках. И вот мы слышим в новостях, как где-то в Пермской области учительница, которая ранее не имела никаких нареканий в работе, вдруг избила своего ученика и засунула ему в рот спички, которыми он пытался что-то пожечь.

Сейчас на улице в нашей стране можно часто увидеть, как мать бьет ребенка , и это не вызывает ни у кого возмущения или желания прекратить насилие. В Советские времена мы не были так равнодушны друг к другу и не проходили мимо, когда подобное случалось на улице. Мы стали разобщены и перестали помогать друг другу, как делали это во времена социалистического строя, близкого нашему менталитету. Тогда все дети были нашими, и мы несли ответственность за всех детей. Теперь мы считаем, что право родителя – обращаться с ребенком так, как подсказывает ему родительское чутье.

Однако это путь к деградации общества. Мы должны вновь обратиться к ценностям нашего менталитета, вспомнить о том, что все дети – наши, что дети – это наше общее будущее. И относиться к ним с полной индивидуальной ответственностью.

Почему нельзя бить ребенка


Если каждый взрослый пройдет тренинг по системно-векторной психологии, он приобретет ряд очень важных преимуществ для жизни: понимание себя, понимание своих детей и понимание общества, в котором он живет. Эти знания реально способны сделать наше общество более здоровым, а наше будущее – стабильным и процветающим.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.



10 фактов против телесных наказаний детей и 8 советов родителям сдержаться, не дать подзатыльник и не потерять доверие ребёнка.

  1. Любое физическое воздействие, будь то единичный толчок, шлепок, подзатыльник, либо серия ударов, встряска, порка ремнем — это грубейшее нарушение личностных границ человека. Как следствие, у детей, которых родители бьют «в воспитательных целях», не сможет сформироваться умение защищать и отстаивать собственные границы во взрослом возрасте, а также не будет привито умение распознавать и .
  1. Мама и папа — это самые близкие и любимые люди, по сути, они являются основным и, зачастую, единственным окружением малыша в тот период, когда он только начинает познавать мир и учится строить отношения с другими людьми. В раннем детстве формируется базовое доверие к миру, которое позже становится фундаментом для взаимодействия с внешним миром. Причинение физического страдания и запугивания со стороны самых близких людей очень сильно подрывает доверие к ним и ко всему остальному миру. Это очень сильно затормаживает психическое развитие и сказывается на социализации.
  1. Когда ребенка бьют, помимо боли он испытывает испуг, разочарование, унижение. Следствием этого является снижение самооценки, утрата уважения к себе. Неминуем «надлом личности». Ребенок «замыкается» в себе, автоматически подавляется развитие таких качеств, как инициативность, лидерство и творческие способности.
  1. В зависимости от особенностей характера ребенка, которого родители наказывают причинением физической боли и унижая его достоинство, очень высока вероятность развития пессимизма, а в некоторых случаях озлобление.
  1. Физическое наказание не воздействует на первопричину непослушания и приносит кратковременный результат. Сначала физические наказания пугают ребенка, но он достаточно быстро «привыкает» к этой неприятной мере воздействия, и, как минимум, внутренне дистанцируется от обижающего родителя, а зачастую начинает испытывать желание отомстить.
  1. Если взрослый не садист, он неминуемо испытывает чувство вины и угрызения совести после физического насилия над ребенком, который слабее и беззащитнее взрослого. Результат рукоприкладства — это испорченное настроение у всех членов семьи.
  1. Когда родители бьют детей, тем самым они подают пример социопатического поведения. Ребенок, сталкиваясь с родительской агрессией, делает вывод, что все сложные ситуации нужно решать, применяя силу, агрессию и запугивание. И, взрослея, будет делать соответствующий выбор. И здесь разброс последствий будет огромен: от агрессивных в садике и в школе детишек, так называемых сложных подростков — драчунов, задир, хулиганов до малолетних правонарушителей, маньяков, садистов и сексуальных извращенцев.
  1. Ребенок, которого бьют родители, с раннего детства привыкает к тому, что он заслуживает такого отношения, и подсознательно усваивает как некую аксиому, что окружающие люди имеют право его унижать и обижать. Если самые близкие люди на свете, родители, его бьют и считают это нормальным, что же ждать от остальных?
  1. Ребенок, который сталкивается с родительской агрессией и физическими наказаниями, будет неосознанно делить весь мир на «Жертв» и «Агрессоров», и даже повзрослев, будет вести себя в соответствии с выбранной ролью. Типичное поведение девочки-Жертвы будет развиваться по так хорошо знакомому сценарию: в качестве партнера и супруга она будет неосознанно выбирать Агрессора, чтобы, опять-таки не отдавая себе в этом отчет, воссоздать для себя привычную с детства ситуацию насилия, жестокости и запугивания. А мальчик-Агрессор женится и начнет систематически мучать жену и детей, причем формы проявления агрессии будут варьироваться от так называемого «вербального садизма» (обидные слова, постоянная критика, несправедливые оценки, обзывательства, систематический подрыв самооценки у жены и детей, ор на членов семьи, угрозы) до швыряния предметами, побоев и нанесения травм различной степени тяжести.
  1. Если родители привыкают бить ребенка и при этом не всегда контролируют свой аффект, очень высока вероятность нанесения ребенку физической травмы, пусть и невольно. Полно случаев, когда разозлившийся папа слишком резко дергает за ручку расшалившуюся дочку и та получает вывих; или мама в раздражении толкает нагрубившего ей сына и тот лбом ударяется о дверной проем или затылком о подлокотник — ребенок получает гематому. Кроме того, подавление и физическое насилие в детстве могут вызвать заболевания нервной системы, вплоть до психических заболеваний.

“А если не бить, то ребёнок вырастет мямлей!»

Да, одним из самых частых аргументов в пользу жесткого воспитания и физического наказания является рассуждение на тему возможных опасностей проявления мягкости, жалости к детям: якобы, если не проявлять жесткость и жалеть ребенка каждый раз, когда он проявляет потребность в жалости, ласке, понимании и прощении, ребенок приучится манипулировать родителями. Наоборот, у ласковых, терпеливых и понимающих родителей вырастают дети, умеющие понимать и прощать. А опасение вырастить ребенка манипулятором свойственно как-раз родителям-манипуляторам. Типичный пример манипуляции над собственными детьми — постулат о том, что «любовь и уважение нужно заслужить», а за хорошее отношение и подарки нужно ежедневно расплачиваться послушным поведением, хорошими оценками и прочими вариациями на тему удовлетворения родительских ожиданий.

«Как удержаться и не дать подзатыльник?»

  1. Прежде всего, постарайтесь предвосхитить ситуацию острого конфликта. Самой частой причиной без меры озорного детского поведения и нарушения родительских запретов является желание привлечь к себе внимание! Выделите хотя бы полчаса или час для индивидуального общения с ребенком: играйте, гуляйте, проявляйте интерес к его хобби. Это не сложно и эффективно, практика показывает, что капризов и озорства у ребенка становится гораздо меньше.
  2. Пытайтесь договариваться и контролируйте свой аффект. Если чувствуете, что теряете контроль над своим гневом, возьмите тайм-аут. Выйдите из комнаты, подышите глубоко и позвольте своему интеллекту возобладать над аффектом.
  3. Отличным стартом для работы над самообладанием станет осознание факта, что физическое превосходство над ребенком ни в коем случае не является аргументом, достойным взрослого человека с нормальным уровнем внутренней культуры.
  4. Научитесь анализировать себя. Задайтесь вопросом: «Что мною движет сейчас, в этот момент, когда я готов ударить ребенка?» Возможные варианты ответов будут красноречивее любой рекомендации — усталость, накопившееся раздражение, желание быстрого, незамедлительного результата при воздействии на ребенка, нежелание понять его и найти правильные аргументы, нужные слова, подходящие интонации для переубеждения.
  5. Помните, что если в разумных пределах давать детям то, чего они так стремятся добиться, они не только вырастают уверенными в себе людьми с развитой инициативностью и творческими способностями, но на примере родителей научатся быть благодарными и дарить радость близким.
  6. Старайтесь договариваться с детьми и заинтересовывать их. Метод «кнута и пряника» скорее уместен при дрессировке животных, а в человеческих детенышах целесообразнее воспитывать умение самостоятельно различать добро и зло, задумываться о последствиях своих поступков и нести ответственность за их последствия.
  7. Постарайтесь как можно дольше оберегать ребенка от подавления, запугивания и уравниловки. Чем старше, сильнее как личность и увереннее в себе он будет, когда впервые столкнется с унижением и неуважением, тем меньше вероятность того, что это его «сломает» и подорвет веру в людей. Человек, с раннего детства не привыкший к грубости, хамству и унижениям, вырастает оптимистом, активной личностью и истинным лидером, который знает себе цену и не понаслышке уважает личностные границы других людей, а также умеет увлечь, заинтересовать, поддерживать и сопереживать.
  8. Наслаждайтесь вместе с ребенком таким коротким, мгновенно пролетающим отрезком детства, купайтесь в любви и ласке, максимально доверяйте детям, откройте им свое сердце, вместо того, чтобы запугивать и унижать малышей, таких хрупких и беззащитных перед взрослыми. Учите ребенка радоваться жизни и познавать мир, получать удовольствие от жизни, а не «учиться выживать прямо с пеленок в этом несправедливом и сложном мире».

Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.

Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Другие причины применения телесных наказаний

Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.

Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.

Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?

  1. Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
  2. Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
  3. Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний о том, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
  4. Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
  5. Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.

Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И неправы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.

Почему нельзя бить ребёнка?

К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.

Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.

Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.

Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.

Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.

  1. Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
  2. На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
  3. Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
  4. Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жёсткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
  5. Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.

Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.

Мнение американских учёных

Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.

Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями.

В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.

Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.

Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.

Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.

Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.

Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.

Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.

Как правильно наказывать?

Каков для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр

Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Родителей в студию!

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет. Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.

Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.

Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос» . И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.

Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.

Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:

  • Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
  • Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
  • Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
  • Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
  • Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.

Что является физическим наказанием?

К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.

Статистика: наиболее часто наказаниям в физической форме подвергаются дети до 4-летнего возраста, так как они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом: «За что?»

Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?

Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:

  • Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
  • На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
  • У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
  • Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
  • Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
  • В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
  • Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
  • Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
  • С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Вырастая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
  • Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
  • Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.

Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы


Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:

  1. Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
  2. Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
  3. Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: ).
  4. Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
  5. Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Бить или не бить? История всеми осуждаемой мамы —
  • 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание —
  • 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми —
  • Как нельзя наказывать ребенка —
  • Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога —

Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Почему нельзя бить детей. Самоконтроль родителей и физические наказания

Мнения мамочек с форумов

Ольга: Моё мнение, что сильно строго нельзя. Т.к. мы начинаем вгонять в жесткие рамки, а когда нас рядом не будет дети начнут отрываться по полной. Вспомните по себе, всегда начинает ещё больше хотеться то чего нельзя или не имеем. И уснуть мы сами не всегда можем, даже если очень хочется. Бить или не бить?? Я против бить, хотя сама иногда шлёпаю. Потом себя ругаю. Думаю поднимая руку на ребёнка, это просто мы не справляемся со своими эмоциями. Можно просто придумать наказание. У нас это угол. Мелкий жутко не любит там стоять, ревёт.…Но у нас договор с ним если туда поставлен, пока не успокоиться, я не подойду разговаривать с ним. И стоит до тех пор пока не остынет. Самое тяжёлое наверное найти наказание, потому что на всех один метод не действует.

Zanon2: не бить а наказывать! договариваться. но бить нет!

Белослава: Я тоже иногда шлепаю,потом сама же думаю опять сорвалась,нельзя бить…стараюсь вообще сменить тему если психи напали, обычно это перед дневным сном бывает,но больше всего меня удручает,что ребенок, когда шкодит и я ругаюсь,говорит «бей»..фразами он еще не говорит.я объясняю,что я его люблю и бить не хочу и не буду.Стараюсь сдерживаться сейчас,вроде забывать стал…А еще папа наш считает,что надо бить…и никак его не переубедишь..его в детстве били…

Natalinka15: Да, сложная тема, я стараюсь не кричать, ну а бить ребенка вообще не приемлю, стараюсь договариваться. Если не получается спокойно договориться, то на какое то время оставляю дочку в покое и просто разворачиваюсь и ухожу. Бывает по разному она реагирует, иногда сразу успокаивается а бывает и нет. Но за когда я ухожу у нас у обоих есть время подумать и успокоиться. В принципе всегда получается, потов все решить миром и мы миримся.

Ладошки_к_Солнцу: вот я о чем подумала…почему мы, взрослые люди и родители, позволяем себя ударить своего ребенка, если тот выведет, выступает раздражителем, если с ним не удается договориться…а почему мы не шлепаем совершенно не родных нам взрослых?…..ведь те тоже могут раздражать, обижать… ведь мы сто раз подумает перед тем, как дать в морду оппоненту. так же? мы боимся выступить агрессором, хотим выглядеть цивилизованным, умным и терпимым, переводить конфликт на дипломатию. что с детьми тогда это не работает у некоторых?

Читаем также: Как воспитывать детей: кнутом или пряником? —