Тест Роршаха. Методика чернильные пятна

Тест Роршаха проводится на основе показа пациенту десятка разнообразных пятен: 5 черно-белых, 3 цветных и 2 черно-красных. Психолог в определенном порядке показывает человеку все 10 картинок, спрашивая его, на что похожа каждая из них.

Затем, когда человек ответил на все поставленные ему вопросы, специалист снова показывает ему картинки, но уже в иной последовательности. Таким образом, выясняется, какие ассоциации возникают у тестируемого при виде каждого, отдельно взятого изображения.

В ходе проведения теста Роршаха психолог может задавать уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

Испытуемому разрешается поворачивать карточки в любом направлении, при этом психолог, внимательно следит за его движениями и слушает все, что он говорит. После просмотра всех пятен, специалист анализирует ответы и соответствующим образом подсчитывает баллы.

Тест Роршаха и его интерпретация

Тест Роршаха истолковывается тем руководителем, который его проводит. Например, если у пациента совершенно отсутствуют ассоциации в отношении какого-либо пятна, это наверняка говорит о том, что объект, замаскированный на картинке, заблокирован в его сознании.

Также это может свидетельствовать о нежелании тестируемого человека говорить на тему, с которой у него ассоциируется показанное пятно.

По сути, тест Роршаха пройти очень просто, но самостоятельно это сделать довольно затруднительно. Лучше всего обратиться к опытному специалисту, который сможет верно интерпретировать полученные результаты. А ведь это самое главное в любом тесте.

Важно заметить, что посредством теста Роршаха вам удастся составить психологический портрет практически любого индивида.

Пройти тест Роршаха

Предлагаем вашему вниманию все десять пятен или клякс, с которыми работают, когда проводят тест Роршаха.

Пятно №1

На ней представлено черное пятно. Эта карточка помогает психологу узнать, как человек справляется с незнакомыми ему заданиями и насколько он стрессоустойчив.

Зачастую люди видят в этой кляксе , моль, летучую мышь или морду животного. Данный ответ может в общих чертах рассказать о .

У кого-то, летучая мышь вызывает отвращение, а кому-то наоборот, она может показаться символом возрождения и умения ориентироваться в темноте.

Видоизменения и переходы могут олицетворять бабочки, наряду с возможностью преодолевать препятствия, расти, изменяться.

Моль понимается, как некое чувство безобразности и заброшенности, а также как слабость и беспокойность.

Как правило, респонденты видят на снимке двух людей, процесс молитвы, смотрящего в зеркало человека или существо с длинными ногами (слон, ).

Если клякса ассоциируется с двумя людьми, это может указывать на двоякий взгляд на секс, непроходимое желание к интимной близости или концентрацию на близких отношениях и связи с социумом.

Если пациент видит человека, смотрящего в зеркало, это свидетельствует о его эгоцентричности или по отношению к самому себе.

Если видит собаку – он, скорее всего, является настоящим верным другом. В случае, когда клякса вызывает раздражение, ему необходимо посмотреть в глаза собственным страхам.

Образ слона говорит о высоких , наличии и . Хотя порою такое видение говорит об отвращении пациента к своему же телу.

Медведь представляет собой соперничество, самостоятельность, непокорность и агрессию. Данная клякса из теста Роршаха пробуждает эротические желания, поэтому если тестируемый видит на ней молящегося человека, можно сделать вывод о его религиозных взглядах на интимные отношения.

Если же испытуемый видит кровь, это скажет о том, что религия у него ассоциируется с телесной болью или же он начинает молиться лишь в те минуты, когда испытывает негативные эмоции.

Пятно №3

Тут изображено пятно в черно-красных тонах. То, как оно воспринимается, расскажет об отношении к социуму. В основном, пациенты наблюдают на данном снимке двух людей, человека, смотрящего в зеркало, бабочку или моль.

Те, кто видят тут двух людей принимающих пищу, очевидно, ведут активную общественную жизнь. Если кто-то наблюдает людей моющих свои руки, то это скорее скажет об их беззащитности, ощущении нечистоты и о навязчивом страхе.

Когда испытуемый утверждает, что перед ним изображены люди, играющие в игру, это говорит о его готовности занимать сторону своего соперника или оппонента, то есть о наличии .

Если респондент наблюдает человека, рассматривающего себя в зеркале, это будет подразумевать под собой рассеяность, неумение разбираться в людях, невнимательность к обществу.

Пятно № 4

Эту карточку прозвали «отцовской». Глядя на нее у множества людей возникают разнообразные ассоциации, связанные с чем-то невероятно большим и страшным.

Восприятие этого пункта теста Роршаха скажет о том, как пациент ведет себя с авторитетами, а также выявит особенности его . Обычно на снимке люди видят животное, его шкуру или чудовища.

Образ чудовища или животного говорит о его полном подчинении перед авторитетами и ощущении неполноценности. Такой человек может испытывать страх и смятение перед людьми, стоящими над ним, включая своего отца.

Вид большой шкуры может подразумевать возникновение дискомфорта в тех случаях, когда тема касается отношений с его отцом.

Однако в то же время она может указывать на то, что у испытуемого отсутствуют какие-либо проблемы во взаимоотношениях с авторитетами или с собственной неполноценностью.

Пятно № 5

Здесь показано черное пятно. Реакция на него, помогает психологу отобразить подлинное «Я». Испытуемые, глядя на снимок, обычно не ощущают никакой опасности, и ведут себя достаточно расслаблено.

Но если образ, рассмотренный пациентом, существенно отличается от ответа, данного при виде 1-й карточки, это скажет о том, что вероятно пункты теста Роршаха № 2, 3 и 4, серьезно повлияли на него.

Зачастую это изображение ассоциируется с летучей мышью, бабочкой или молью.

Пятно № 6

Тут показана черная клякса с особенной текстурой. У людей она ассоциируется с близостью, из-за чего ее называют «сексуальный карточкой». Пациенты обычно видят на ней шкуру животного или нору.

Это может говорить о том, что человеку не интересно иметь какие-нибудь взаимоотношения с людьми. В результате он становится закрытым от общества, предпочитая жить в своем мире.

Пятно № 7

На ней видна черная клякса. Часто она ассоциируется у пациентов с женским началом. Они видят на снимке детские и женские фигуры. Тем, кому трудно описать это пятно теста Роршаха, очевидно имеют сложности в общении с женским полом.

Обычно испытуемые видят в этой кляксе детские и женские головы, а также нечто похожее на поцелуй. Женские головы говорят об эмоциях, связанных с матерью, которые в будущем станут проявляться и в общении с женщинами.

Головы детей свидетельствуют об отношении к детству, стремлении заботиться о ребенке, находящемся внутри пациента. Головы, соединяющиеся в поцелуе, указывают на желание быть любимым, а также тесную взаимосвязь со своей матерью.

Пятно №8

Здесь представлены оранжевые, голубые и серые тона. В тесте Роршаха это первая многоцветная клякса, усложняющая процесс интерпретации ответа тестируемого.

Если глядя на нее пациент испытывает ощущение дискомфорта, очевидно, ему не просто анализировать различные эмоциональные ситуации. В основном люди видят на картинке бабочку, моль или существо с четырьмя ногами.

Пятно № 9

Здесь изображена клякса с размытыми очертаниями в оранжевых, зеленых и розовых тонах. Глядя на нее многим тяжело описать ее словами.

Исходя из этого, данная карточка теста Роршаха помогает психологу понять, насколько хорошо оцениваемая личность умеет справляться с неопределенностью и отсутствием ясных и отчетливых контуров.

Многие видят тут своеобразный образ зла или же непонятные фигуры. Если пациент выделяет человека, то чувства, которые он переживает в настоящий момент, могут наглядно показать, насколько хорошо он справляется с хаотичной информацией и временем.

Неопределенная форма зла может подразумевать то, что для обретения комфорта (подробнее ), респондент остро нуждается в определенном распорядке. Это объясняется тем, что разного рода неопределенности легко выбивают его из колеи.

Пятно № 10

На последней карточке теста Роршаха можно увидеть наибольшее количество цветов, а именно розовый, желтый, голубой, оранжевый, зеленый и серый.

У большинства людей эта клякса вызывает положительные чувства. Негативные эмоции она способна вызывать лишь у тех, кому было сложно описать 9-ю карточку.

Интерпретация данной кляксы следующая: , гусеницы, голова , омар, краб или .

Краб указывает на то, что данная личность привязана к вещам и людям, или же обладает большим терпением.

Омар говорит о терпимости, умении бороться с трудностями, силе, боязни нанести себе урон или получить ущерб извне.

Паук подразумевает ощущение опасности. Тестируемому кажется, что его насильно или с помощью хитрости хотят втянуть в какую-нибудь аферу.

Кроличья голова свидетельствует об оптимистическом настрое и репродуктивной способности.

Змеи символизируют чувство опасения и предосторожности перед чем-то незнакомым. Помимо этого они могут означать редкие эротические фантазии.

Гусеницы говорят о понимании того, что человеку свойственно постоянно изменяться на протяжении жизни.

В конце стоит заметить, что мы лишь в краткой форме описали тест Роршаха. Как говорилось ранее, делать самостоятельный анализ очень непросто, поскольку для этого нужны хорошие познания в области психологии.

Но все же в целом у вас получится составить представление о себе, а также о тех или иных людях, на основании онлайн теста Роршаха.

Справедливости ради нужно заметить, что в научных кругах этот тест вызывает некоторые споры, поскольку ряд скептиков считает его псевдонаучным. Однако таков удел всех знаковых научных феноменов, взять хотя бы не менее популярный .

Если вам понравилась статья с описанием теста Роршаха, – поделитесь ею с друзьями, которым данная тема может быть интересна. Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Тест Роршаха ("пятна Роршаха") представляет собой психологический проекционный тест, содержащий 10 напечатанных карточек (5 черно-белых, и 5 цветных). Он был создан в 1921 году и опубликован психологом Германом Роршахом в журнале Psychodiagnostik. Во время 1940-х и 1950-х годов этот тест был неотрывно связан с клинической психологией.

В течение основной части 20-го столетия тест Роршаха был очень распространен и являлся хорошо интерпретированным психологическим тестом. Например, в исследованиях 1947 года (Louttit и Browne) и 1961 года (Sundberg), он был назван, по частоте использования, соответственно четвертым и первым психологическим тестом.

Несмотря на его широкое распространение, с тестом Роршаха было связано большое число противоречий. Часто исследователи сталкивались с трудностями при систематическом изучении теста и его результатов, а использование нескольких различных систем оценок ответов, даваемых на каждое изображение, создавало определенное замешательство.

"Пятна Роршаха" или тест для психопатов

Жизнь - это зал зеркал, амальгама, тест Роршаха, ты видишь в ней только то, что внутри тебя.
Аль Квотион. Словоточие

История Роршаха

Герман Роршах никому и никогда не говорил, как ему в голову пришла идея теста. Однако, как и многие деятели того времени, он часто играл в популярную игру Блотто (Клексография), в которой подбираются связанные со стихами ассоциации или создаются шарады при помощи чернильных пятен.

Карточки с такими готовыми чернильными пятнами в то время можно было легко приобрести в магазинах. Кроме того, предложить использовать эти пятна в качестве психологического инструмента мог его близкий личный друг и учитель Конрад Геринг.

Когда Эйген Блейлер в 1911 году ввел термин "шизофрения", Роршах проявил к этой теме интерес, и написал диссертацию о галлюцинациях (Блейлер был председателем диссертационного совета у Роршаха). Работая с пациентами, страдающими шизофренией, Роршах случайно обнаружил, что они реагируют на игру Блотто не так, как другие люди.

Он сделал краткий доклад о своем открытии в местном психиатрическом обществе, но тогда на этом все и закончилось. И лишь после того, как он в 1917 году открыл психиатрическую практику в российском госпитале Кромбаза в Херизау, он заинтересовался систематическими исследования игры Блотто.

В своих исследованиях, проходивших с 1918 по 1921 годы, Роршах использовал около 40 чернильных пятен, но регулярно применял к своим пациентам только 15 из них. В конечном счете, он собрал данные по 405 субъектам (117 человек не являлись его пациентами, и он использовал их в качестве контрольной группы).

Его метод оценки делал акцент не на содержании ответов, а на классификации ответов по их различным характеристикам. Для этого он использовал набор кодов – называемых сегодня оценками - для определения того, относится ли ответ ко всему изображению (W), к крупной его детали (D), или к более мелкой детали. Оценка F использовалась для ответа, относящегося к форме детали пятна, а оценка C говорила о том, что в ответ был включен цвет пятна.

В 1919-1921 годах он пытался найти издателя для публикации своих открытий и регулярно используемых 15 карт с чернильными пятнами. Однако все издатели отказывались публиковать все 15 изображений пятен из-за стоимости печати. Наконец, в 1921 году он нашел издателя - House of Bircher - согласившегося опубликовать его пятна, но только 10 из них. Роршах переработал свою рукопись, включив в нее только 10 наиболее используемых пятен из 15.

Увы, печать оказалась не достаточно высокого качества, для правильной передачи оригинальных пятен. В оригинальных пятнах Роршаха не было полутонов - они состояли из чистых цветов. Воспроизведение их на печати добавило оттенки. Но по слухам, Роршах был вполне доволен этим появлением нового дополнения к своим пятнам. После публикации монографии, названной Form Interpretation Test ("Анализ интерпретации форм") он в 1922 году умер в госпитале, куда был помещен из-за болей в животе. Роршах прожил всего 37 лет, и над своими тестами на основе чернильных пятен формально он работал только четыре года.

На сайте Википедии сообщается, что 10 чернильных изображений были опубликованы раньше в нескольких изданиях, что они являются общественным достоянием на родине Германа Роршаха в Швейцарии, а также в США. Кроме того, неизвестно, насколько легко можно изучить чернильное пятно и одурачить психиатра.

ВИДЕО: Роршах проходит тест Роршаха

Короткий отрезок из фильма "Хранители" о киногерое по имени Роршах, который проходит тест Роршаха на допросе в криминальной полиции.

О событиях в жизни героя, которые меняли его психологию как личности в худшую сторону и о его ассоциациях на тесте Роршаха.

Заключение

Тест Роршаха не представляет собой волшебный способ, позволяющий заглянуть в душу человека. Это всего лишь эмпирически подтвержденный метод проективного измерения характеристик личности.

Он подкреплен почти четырьмя десятилетиями современных исследований (после предыдущих четырех десятилетий его существования с момента первой публикации о нем в 1921 году).

Отвечая на вопросы о том, что они видят в простом наборе из десяти чернильных пятен, люди могут часто продемонстрировать немного больше информации о себе, чем могло намереваться их сознательное "я". Это приводит к более глубокому пониманию внутренних мотиваций поведения человека и появления имеющихся проблем.

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью - черными, двумя - красными и черными и тремя - разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами - то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность - популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности. Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то - путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также - отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также - чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear - медведь, bare - обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

Третий рисунок теста Роршаха - картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней - затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру - чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На этой картинке теста Ророшаха - пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты. Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие. Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

На этой карте - пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

На этой карточке - пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения - женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях - романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.Распространенные комментарии по этой карточке - четырехлапое животное, бабочка или моль.

Карточка 9. «Человек»

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней - нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

Последняя карта теста Роршаха - самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности - Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.

Тест чернильных пятен Роршаха как психодиагностическая методика имеет одну из самых драматических историй становления и признания. В 1911-21-х годах тест разрабатывался как методика для дифференциальной диагностики шизофрении. В 40-50-х годах Тест Роршаха прочно лидировал среди проективных методов. А в 60-е годы подвергся критике и чуть было не был дискредитирован.

На сегодняшний день Тест Роршаха является одним из самых информативных методов объективной психологической диагностики. За рубежом Роршах тест в большинстве случаев используется в рамках Интегративной Системы Экснера (Exner Comprehensive System). В рамках этой системы, тест Роршаха становится мощной стандартизированной методикой получения разносторонней точной информации о различных аспектах психической деятельности человека.

В России, до недавнего времени, тест Роршаха известен с позиций семидесятых годов двадцатого века. Методика рассматривалась и использовалась преимущественно на основе эклектического подхода, включающего отдельные положения, заимствованные из различных подходов к этому тесту, которые были сформированы до 1960 г.

С середины 2000-х годов в России стали появляться специалисты, прошедшие подготовку по международным стандартам современного подхода к тесту Роршаха на основе Интегративной Системы.

Швейцарский психиатр Герман Роршах заметил, что некоторые характеристики ответов испытуемых находятся в зависимости с определенными поведенческими особенностями. Концепция Роршаха заключалась в том, что он уделял основное внимание процессам распознавания тех или иных объектов при восприятии пятен. Именно проявления нарушений восприятия в ответах психически больных людей явились критериями дифференцирования их от ответов здоровых. Особенности восприятия обследуемого проявляли себя не столько в содержании ответа, сколько в формальных его характеристиках. Эти характеристики включали локализацию названного обследуемым объекта в пятне, а также те особенности самих пятен, которые выбирались обследуемые для формирования ответа.

Изготовленные Роршахом стимульные пятна, в отличие от других используемых в то время чернильных клякс, не были полностью аморфными. Он специально сделал некоторые области пятен более определенными по контурам, чтобы они напоминали совершенно конкретные объекты. Роршах предположил, что если психически больные люди искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации именно тех областей пятна, которые имели более определенные контуры. Данная идея впоследствии стала основой для теоретического концептуального обоснования психодиагностической природы теста Роршаха. В 1922 году, через 7 месяцев после опубликования теста, Роршах скоропостижно умер от перитонита.

Начиная с 30-х годов, интерес к методике начал расти, и тест стал приобретать популярность в США. Постепенно сформировалось 5 основных подходов к использованию теста Роршаха. Первые два подхода были созданы С.Беком и М. Гертц, которые придерживались традиционного роршаховского взгляда на эту методику. Основное значение эти исследователи придавали стандартизации тестирования и сбору данных методом Роршаха. Подход Б. Клопфера, был основан на психоаналитической интерпретации формальных характеристик ответа обследуемого. Система З.Пиотровского была ориентирована на исследование методом Роршаха неврологических больных с органической патологией головного мозга. Психоаналитические идеи Д. Рапапорта относительно теста Роршаха были развиты Р.Шафером, который представил первую попытку интерпретации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого. Наиболее крупным ученым, работавшим с тестом Роршаха в Европе был Э.Бохм, но в 70-е годы дальнейшее систематическое развитие Европейской школы по применению теста Роршаха практически прекратилось.

В основе использования проективных тестов лежит предположение, что реакции испытуемого на малоструктурированный стимульный материал отражают его внутреннюю психологическую организацию, потребности, скрытые мотивы, чувства, конфликты и комплексы. Недостатками проективных тестов являются недостаточное соответствие психометрическим требованиям, субьективизм интерпретации и частые ошибки иллюзорной корреляции показателей теста с психологическими характеристиками.

Тест Роршаха, казалось бы, отвечает всем критериям проективного теста: неопределенность и неоднозначность стимульного материала, свободная инструкция и отсутствие ограничений на количество ответов. Однако изначально этот метод не был предназначен для проективной психодинамической диагностики.

Противники теста, не принимая в расчет существование пяти основных подходов, часто использовали противоречивые публикации для дискредитации самого теста.

Современные разработки этого теста на основе Интегративной Системы показывают, что проективные возможности теста Роршаха составляют не основную его диагностическую ценность.

Стремительное уменьшение исследований в 60-е и 70-е годы было связано с разногласиями во взглядах на природу теста и отсутствием единого подхода к его использованию. Развитие теста зашло в тупик, т.к. не никаких сравнительных исследований сформировавшихся подходов не проводилось.

В 1961 году Д. Экснер, работавший изначально под руководством С. Бека, впервые опубликовал свои сравнительные исследования систем Бека и Клопфера. Далее в течение семи лет Д. Экснер провел всесторонний анализ огромного количества разноречивой литературы, посвященной основным подходам к тесту. В результате было выяснено, что все подходы значительно разнятся между собой, причем различия распространяются на все аспекты использования теста. Можно сказать, что на тот момент существовал не один Тест Роршаха, а пять.

Для выяснения какой из подходов к тесту Роршаха наиболее эмпирически надёжен и наиболее эффективен при использовании в клинике в 1968 году в США под руководством Джоном Экснера был организован Исследовательский Центр «Rorschach Research Foundation». В течение первых 2 лет своего существования Исследовательский Центр занимался непосредственным сбором данных для прямого сравнения пяти известных систем. Главная цель проекта состояла в стандартизации техники тестирования и обработки данных. Все составные элементы теста были подвергнуты психометрическому анализу с подтверждением валидности, вычислением коэффициентов надежности и созданием нормативной базы.

Нормативная база, на основе которой составлены нормативные диапазоны значений шкал, регулярно обновляется и состоит из 700 взрослых здоровых испытуемых и 1400 детей и подростков в возрасте 5 -16 лет. Первая версия новой системы вышла в 1974 году под названием «Интегративная Система» («Comprehensive System»).
Таким образом, на основе Интегративной Системы метод, предложенный Германом Роршахом, из эксперимента превратился в психологический тест, отвечающий основным психометрическим требованиям. Однако, на этом развитие интегративного подхода не прекратилось.

В конце 70-х годов Центром были проведены исследования когнитивных процессов восприятия стимулов теста Роршаха во время латентной реакции, предшествующей вербализации ответа. Результаты этих исследований перевели Интегративную Систему на концептуальную основу и позволили объяснить уникальные психодиагностические возможности теста Роршаха с точки зрения психологии проблемно-решающего поведения и распознавания образов. В последние годы основное внимание в развитии Системы было направлено на отработку четких стратегий и алгоритмов интерпретации в соответствии с ключевыми переменными.

Интегративная Система прошла успешную апробацию не только в США, Испании, Финляндии, Перу, Франции, Бельгии, Японии и др. Успешность апробации данной системы в различных странах обусловлена тем, что переменные Интегративной Системы объективно отражают универсальные, не зависящие от культурных особенностей, формальные характеристики поведения человека.

Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметрическими аморфными (слабо структурными) изображениями. Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено, на что похоже. Для понимания метода определяющими являются представления Роршаха о структуре личности. Роршах исходил из положения, что активность человека определяется как внутренними, так и внешними побуждениями, а следовательно, активность личности выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны (структурированы) вызывающие активность стимулы. В связи с этим Роршах вводит понятия интроверсии и экстраверсии, каждое из которых соответствует совокупности определенных черт личности, связанных с преобладающим видом активности. Типология Роршаха представляет собой качественно новый этап в понимании интро- и экстраверсии.










1
2
3
4
5










6
7
8
9
10

В отличии от Юнга, который понимал интроверсию, как состояние, Роршах считает, что интроверсия выступает и как процесс. “У нормальных тенденция ухода в себя мобильна, недолговечна… нормальные могут всегда восстановить адаптацию функции”. Интроверсия выступает как процесс, как гибкая возможность ухода в себя в зависимости от обстоятельств и. условий среды. Только ригидное преобладание интроверсивных тенденций позволяет говорить об интроверсии как патологическом состоянии, и Роршах неоднократно подчеркивает это. Далее Роршах отмечает, что понятию интроверсии в обычно исследуемом смысле противостоит понятие экстраверсии.

Автор считает, что использовать такую терминологию неудобно, так как можно сделать вывод о противоположности экстраверсии и интроверсии. В действительности же “…психические процессы, продуцирующие интроверсию и экстраверсию, не противоположны, но различны, они различны как мышление и чувство, как движение и цвет”. Неправомерно также противопоставление интро- и экстраверта как “мыслительного” и “чувствующего” типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и познавательных процессов.

В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия стимулирующего материала метода Пятна Роршаха. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический (кинестетический [М]) аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих Ответах цветовой [С] аспект. Тип восприятия, или “тип переживания”, по Роршаху, характеризует преимущественно интроверсивные или экстратенсивные тенденции личности.

Четыре типа переживания


В зависимости от преобладания (равновесия) того или иного типа активности Роршах выделяет четыре основных типа переживания.
1. Экстратенсивный тип, в котором следует различать:
а) чисто экстратенсивный – “цветовые” ответы при отсутствии кинестетических энграмм, если М=0, а S С > 2 – экстратенсивный эгоцентрический;
б) смешанный экстратенсивный – 1C превышает не менее чем на единицу количество М.
2. Интроверсивный тип, который можно подразделить на:
а) чистый интроверсивный кинестетический при отсутствии “цвета”;
б) смешанный интроверсивный количество М не менее чем на единицу I. С.
3. Амбиквальный тип – количество цветовых ответов равно числу кинестетических, допускается отклонение сторону до 0,5 балла.
4. Коартивный (“суженый”) тип – отсутствуют как кинестетические, так и “цветовые” ответы или количество тех или других не превышает единицы.

Роршах различал коартированный (ОМ и ОС) и коартативный (ГМ и 1C, IM и ОС и ОМ) типы переживания в зависимости от количества ответов по цвету и кинестетических, однако большого практического значения это разделение не имеет. Преобладание того или иного типа интерпретаций в методе Пятна Роршаханаходит свое выражение в соответствующих психологических характеристиках.

Доминирование кинестезии

Более индивидуальный интеллект. Самостоятельное творчество. Более “внутренняя” жизнь. Стабильность аффекта Меньшее приспособление. Более интенсивная, чем экстенсивная, связь Размеренность, стабильность движений. Неловкость, неповоротливость.

Доминирование цвета

Меньшая индивидуальность. Репродуктивное творчество
Более “внешняя” жизнь. Лабильность аффекта
Большая способность к адаптации. Более экстенсивная, чем интенсивная
Неспокойствие, подвижность движений. Ловкость, проворство

“Отдельные характеристики обоих типов не показывает абсолютной корреляции одна с другой. Их взаимоотношение непросто, не прямолинейно. Если субъект, например, показывает ЗМ и 5С, мы не можем сказать, что любая рассматриваемая характеристика представлена в личности в определенной степени или что определенная степень индивидуальности сочетается с определенной степенью аффективной стабильности.

Каждая характеристика в методе Пятна Роршаха находится под влиянием различных факторов, таких как настроение, сознательное логическое функционирование, бессознательное… Эти группы могут выступать как противоположные, и это должно быть четко отделено, в клиническом, а не в психологическом смысле… Под М типом просто имеется в виду, что определенные функции развиты в заметной степени. То, что выступает клинически как антитезис, психологически – простая вариация” .

Таким образом, тип переживания не есть величина неизменная, фиксированная. Очевидно, влияние алкоголя (сдвиг в экстраверсию), хорошее настроение, вдохновение несколько смещают формулу типа переживания в сторону. отмечает что во всех подобных случаях изменяется абсолютное число М и С, отношение же между ними не изменяется или изменяется несущественно.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ – ПЯТНА РОРШАХА


Стимульный материал метода Роршаха (Пятна Роршаха) состоит из десяти таблиц с полихромными и одноцветными изображениями (пять черно-белых таблиц – 1,4, 5, 6, 7 и пять полихромных – 2,3, 8, 9, 10). Таблицы предъявляют испытуемому в определенной последовательности и положении.

ДАННЫЕ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей, так и теста Пятна Роршаха в целом.

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ


В литературе существуют расхождения относительно предлагаемых испытуемому инструкций, однако большинство авторов почти не отходят от классической формы: “Что бы это могло быть? На что это похоже?”. Подобной инструкцией следует ограничиться, никакой дополнительной информации в процессе эксперимента испытуемый не должен получать. Экспериментатор не должен задавать в ходе исследования каких-либо наводящих вопросов, за исключением уточнения, в случае необходимости, того места изображения, которое толкует испытуемый. Если обследуемый пытается найти “верный” ответ, спрашивает, правильно ли он ответил, то следует объяснить, то ответы могут быть различными и необходимо только высказать собственное мнение о предложенных изображениях.

После предъявления таблиц следует опрос. В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к тому или иному ответу, т. е. опрос всегда ориентирован на уточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача – получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: “Где находится..?” или: “Покажите мне…”. Для уточнения детерминант ответа иногда бывает достаточно простых вопросов: “Что Вас заставляет думать о …?”, “Опишите подробнее то, как Вы видите…” и т. д.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ “ПЯТНА РОРШАХА”

В настоящее время имеется достаточно много вариаций схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия в методике Пятна Роршаха. Ниже представлена оригинальная схема Роршаха, также приведены некоторые наиболее известные варианты интерпретаций.

Каждый ответ испытуемого в тесте Пятна Роршаха формализуется по пяти категориям в определенной последовательности (локализация, детерминанта, определение уровня формы, содержание, оценка оригинальности-популярности), что позволяет получить формулу ответа. Символ, используемый при шифровке ответа, представляет собой начальную букву слова, например W (англ. Whole – целое). Здесь используется англо-американская система, с возможно использование и других обозначений.


1. Локализационные особенности толкования:

W – интерпретация представленного изображения в целом; D – интерпретация какой-либо значительной, часто избираемой детали изображения; Db – интерпретация необычной или малой детали; S – интерпретация белого пространства; Do – “олигофреническая деталь” – интерпретация фрагмента изображения там, где большинство видит целое (например, испытуемый усматривает “голову”, “ноги”, тогда как большинство видит “человека”). Помимо этого могут появиться ответы, в которых отправным пунктом для толкования целого послужила какая-либо деталь или белое пространство: DW – для построения целого исходного является большая деталь; DdW – малая деталь; SW – белое пространство.

2. Детерминанты:

F – ответ детерминирован только формой изображения; М – воображаемым движением человека; FM – воображаемым движением животного; m – воображаемым движением неодушевленных предметов; С – только цветом изображения; CF – преимущественно формой, но учтен и цвет; с – светло-серым или серым цветом; Fc – формой при учете светло-серого или серого цвета; с1 – черным или темно-серым цветом; Fc’ – ответ детерминирован формой при учете черного или темно-серого цвета.

3. Уровень формы:

форма оценивается положительным (F+) или отрицательным (F-) знаком, который показывает, насколько адекватно она отражена в созданном образе. Критерием служат толкования соответствующих изображений и их деталей здоровыми людьми. Если в созданном образе нет четко очерченной формы (облака, дым, берег и т. п.), знак формы либо не отмечается (F), либо обозначается как (F±).

4. Содержание интерпретаций может быть разнообразным, поэтому приводятся наиболее употребительные обозначения: Н – образ человека, А – образ животного, Hd – часть (части) фигуры человека. Ad – часть (части) фигуры животного, Anat – анатомическое содержание, Sex – ответы сексуального содержания, PI – интерпретация изображения как относящегося к растительному миру, Ls – пейзаж. От – орнамент. Если соответствующий символ для ответа не предусмотрен, содержание следует обозначать полным словом.

5. Оригинальность-популярность.

Оригинальными (Orig) являются те ответы, которые появляются редко (один-два раза на сто протоколов). Популярными (Pop) считаются ответы встречающиеся не менее чем у 30% нормальных взрослых людей. Эти ответы всегда имеют положительную форму. Таким образом, каждая интерпретация испытуемого получает определенный формализованный вид.

Например, ответ на таблицу 2 – “два человека, пожимающих друг другу руки” приобретает вид WM+HPop, т. е. изображение истолковано полностью (W), испытуемый видит человеческие существа в движении (М), форма оценивается положительным знаком, поскольку большинство испытуемых усматривает в этом изображении двух людей (+)*, по содержанию – человеческие образы (Н), ответ встречается часто (Pop). Таблица 8 – “какой-то хищный зверь” (интерпретирована боковая часть изображения). Формула ответа: DF+APop. Таблица 10 – “фантастический цветок” (WCFPI). Таблица истолкована полностью (W), форма учтена слабо, Преобладает цвет (CF), но содержанию – растение (PI). Необходимо уточнить, что считать ответом испытуемого и что, следовательно, подлежит формализации.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот вопрос может возникнуть, и часто решить его нелегко. Например, испытуемый интерпретирует таблицу 5 как “летучая мышь или бабочка”. Возникает вопрос, один это ответ или два? Не подлежат формализации различные восклицания, замечания, а также новые ответы, полученные при опросе. Ответ “чернильное пятно” должен быть формализован, если этот термин не упоминался в инструкции. Можно считать, что ответы, содержащие существительное, формализуются вне зависимости от того, даны ли они в отрицательной, вопросительной форме или в виде альтернатив. Например, “нет, это не лист”, “может быть, это бабочка?”, “бабочка или лист”. Иногда предлагается “или” – ответы всегда описывать двумя формулами. Один ответ шифруется несколькими формулами и в другом случае. Например, “взлет ракеты на фоне грозовых туч, сзади пламя”.

Здесь одной формулой не может быть охвачено богатое содержание этой энграммы. Но нельзя прибегать к увеличению числа формул, если испытуемый описывает различные части увиденного образа, уточняет его, например: “два танцующих человека …вот руки, ноги…”. В этом случае необходима только одна формула WM+HPop. В то же время таблицу 10 часто * При формализации ответа обозначают одну ведущую детерминанту, поэтому в данной записи форма присутствует только в знаке, интерпретируют в целом как “морское дно”, “сад”, а затем следуют ответы но деталям изображения. В этом случае они должны расцениваться как самостоятельные.

Когда возникает вопрос, какой из детерминант в методе Пятна Роршаха при шифровке ответа отдать предпочтение, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Кинестетические детерминанты в любом случае имеют преимущество.
2. Детерминанты цвета (FC, CF, С) имеют преимущество перед остальными, за исключением кинестетических.
3. “Светотеневые” детерминанты (черный и серый цвет с их оттенками) имеют преимущество перед другими детерминантами, за исключением кинестетических и “цветовых”.

КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ И УЧЕТ ВРЕМЕНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ “ПЯТНА РОРШАХА”

Общее количество ответов, поддающихся формализации (R), значительно варьирует. Изменение количества ответов зависит от ряда факторов, наиболее существенными из которых являются: богатство образов прошлого опыта у обследуемого, его психическое состояние и условия эксперимента.

Существенное влияние оказывают социальные и культурные различия изучаемых групп. Количество ответов может свидетельствовать о богатстве образов и легкости их актуализации, однако без учета “качества” ответов невозможно объективно оценить эти параметры. Небольшое количество ответов само по себе не является патологическим. Обычно протоколы, в которых зафиксировано менее 10 или 60 интерпретаций, имеют незначительную ценность.

По Роршаху в методе Пятна Роршаха количество ответов для взрослых здоровых испытуемых составляет 15-30. Время исследования учитывают следующим образом:

1) фиксируют время от начала до конца эксперимента (Т);
2) среднее время, затраченное на один ответ (T/R);
3) определяют период образования реакции на каждую таблицу (t) – от момента предъявления таблицы до начала ответа;
4) рассчитывают среднее время реакции – сумма t к количеству таблиц;
5) отдельно вычисляют среднее время реакции для цветовых и одноцветных таблиц.
В среднем t у здоровых взрослых людей колеблется от 7 до 20 с°.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Одним из важных признаков является последовательность, т. е. порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. В известной мере последовательность является индикатором логичности, дисциплинированности мышления. Предполагается, что обычно человек первоначально стремится дать целостный ответ (W), затем обращает внимание на большие детали (D), а потом может перейти к толкованию мелких деталей (Dd) и, наконец, фона (S). Роршах выделил 5 типов последовательности: ригидную, упорядоченную, инверсивную, свободную и хаотическую. Когда все 10 таблиц интерпретируются в представленной выше последовательности, это считается свидетельством ригидной, очень редко встречающейся последовательности, которая характерна для лиц педантичных, “рабов” логики.

Экспериментальные исследования показали, что появление ригидной последовательности может быть признаком депрессии. Последовательность считается упорядоченной, если она, сохраняя указанный порядок в большинстве таблиц, варьирует в зависимости от структуры самого пятна. Неупорядоченной, или свободной, последовательностью называют такую, в которой возможны непредвиденные отклонения, но можно указать на какой-либо характерный способ восприятия. Этой последовательности может способствовать эмоциональная стабильность.

Высшая степень свободной последовательности – хаотическая, чаще всего, появляющаяся у психических больных, связана, очевидно, с нарушениями адаптации или (редко) встречается у особо одаренных лиц “художественного” типа. Обратная последовательность (от S к W) встречается также редко, как и ригидная. В тех случаях, когда определение последовательности не представляется возможным (например, дается только по одному ответу на каждую таблицу), это следует отметить вопросительным знаком.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИИ ШИФРОВКИ

Интерпретация тестового материала представляет значительные трудности, и именно эта фаза работы с методикой наиболее уязвима для критики. До сих пор, несмотря на огромную популярность теста Роршаха, многочисленные публикации крупнейших специалистов в Роршах технике, основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования. Это относится прежде всего к оценке психологического значения тех или иных категорий анализа. Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.

Вместе с тем связь отдельных показателей (или их партнеров) с указанными параметрами личности доказана лишь эмпирически. И действительно, пока еще трудно объяснить, почему, например, ответы типа “форма” отражают рациональные интеллектуальные тенденции, а ответы типа “цвет” – контролируемую или импульсивную эмоциональность. Чаще всего считается, что изолированный показатель приобретает психологический смысл в “контексте”, т. е. определяется сочетанием многих показателей, образующих целостную конфигурацию или паттерн, однако много показателей имеет самостоятельную диагностическую ценность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЛОКАЛИЗАЦИОНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

По Роршаху многие ответы можно подразделить на конфабулированные и контаминированные. В первом случае испытуемый, отталкиваясь от какой-либо части изображения, создает целостный образ, не учитывая формы всего изображения. Такие толкования обозначаются как DW (могут быть DbW, SW -в зависимости от того, какая деталь была использована для построения целого). Конфабуляции имеют место не только в ответах типа DW, но и в простых целостных или данных по деталям, которые совершенно не мотивированы, “взяты с потолка”.

Контаминированные W ответы отсутствуют у здоровых, и появляются вследствие дезорганизации мышления при психических заболеваниях. Примером может служить упоминаемая Роршахом интерпретация таблицы 4 больным шизофренией – “печень государственного деятеля, ведущего солидный образ жизни”. В этом случае сливаются в целое два вида ответов на эту таблицу – “человек” и “какой-либо орган”. ВОЗМОЖНЫ не только W, но и D контаминированные интерпретации.

Формы изображения

В зависимости от того, насколько учтена в толковании форма изображения, W ответы оцениваются K3KW+ HW-. Значительное количество W+ указывает на высокий интеллект, богатство воображения, склонность испытуемого к синтезу, критическому подходу к актуализируемым образам. В то же время многочисленные W- или DW- (DbW-, SW-) свидетельствуют о нарушении критических способностей, неадекватном синтезе. Появление контаминированных W свидетельствует о нарушении мышления. Согласно Роршаху, взрослый нормальный человек демонстрирует около шести W в протоколе, а по данным Пиотровски, при коэффициенте интеллекта от 110 и выше число W доходит до десяти. Часто испытуемые интерпретируют большие детали изображений (D). Это наиболее часто встречающиеся детали, выбор которых обычен для нормальных испытуемых, и их можно установить статистическим путем.

Роршах рекомендует для определения D обследовать 50 здоровых испытуемых, что позволяет выявить большинство обычных ответов на детали изображения. Разные авторы составляли перечни наиболее часто встречающихся деталей, которые могут использоваться как ориентировочные, однако области D часто совершенно различны. Исследователь должен прежде всего опираться на свой опыт, не говоря уже о том, что могут существовать культурные, возрастные, национальные и другие различия между обследуемыми группами.

Роршах считает, что если W – показатель склонности к абстрактному, теоретическому мышлению, то D свидетельствует о практической, конкретной интеллектуальной активности. Однако высоких корреляций между этими формами мышления и количеством W и D в протоколах обнаружено не было.

Db – необычные, редко встречающиеся, как правило, мелкие детали (иногда приходится обозначать как Db и большую деталь, что происходит в том случае, если она интерпретируется в совершенно необычном аспекте и необычной связи). Повышенное количество мелких деталей нехарактерно для взрослых, нормальных лиц и, как правило, не превышает 5 – 10% от общего количества ответов.

Большое количество мелких деталей всегда признак отклонения от нормы. Db часты у “придирчивых, мелочных критиканов”, лиц с ограниченным кругозором, больных эпилепсией. В то же время ответы у людей одаренных могут выступать как проявление острой наблюдательности, свидетельство поиска чего-то необычного.

Особой формой Db является выбор для интерпретации не собственно фигур, а пространства между ними. Такие ответы обозначаются символом S. Роршах понимал под S ответы, связанные с межфигурным пространством, а позднее эта категория была расширена, и в нее включают не только детали образованные разрывами в изображении, но также окаймления и весь белый фон.

Роршах предполагал, что белый фон экстравертов интерпретируется как свидетельство негативизма, стремления противостоять влиянию окружения или у интравертов – противопоставление самому себе, неуверенность, чувство неполноценности, однако эта гипотеза не валидизирована. В то же время ответы, связанные с интерпретацией белого пространства, могут указывать на способность видеть явления под разным углом зрения, т. е. на определенные интеллектуальные качества.

Олигофренические детали (D) (название введено Роршахом, который, как показали дальнейшие исследования, ошибочно считал, что такие ответы типичны для больных олигофренией), могут быть признаком аффективного торможения. Так, Лузли-Устери пишет о “синдроме внутренней неуверенности” в том случае, когда два из показателей триады Db-Do-S превышают среднюю величину.

Пропорции

Роршах придавал большое значение взаимоотношениям пропорциям ответов каждого вида, а не их абсолютному количеству. Взаимное сочетание способов восприятия в одном определенном протоколе называют “типом восприятия”. В качестве критерия для определения типа восприятия Роршах использовал соотношения, наиболее часто встречающиеся при обследовании нормальных испытуемых:

8W – 23D – 2Db – IS Американские исследователи считают нормой отношение: IW на 2D, однако эта пропорция изменяется с увеличением количества ответов.

Увеличение числа ответов ведет к возрастанию количества D, соотношение становится IW на 3D, сокращение же количества ответов вызывает обратное – IW на ID или даже 2W на ID. Чистые D или Db тины восприятия – явление исключительно редкое, гораздо чаще встречается W тип. Обычно выделяют “W+” тип, когда дается около десяти ответов с хорошей формой почти без указания на детали (как правило, испытуемые с высоким интеллектом) и “W-” тип – примерно такое же количество ответов, но с плохой формой (встречается у ограниченных больных, при шизофрении). Тип восприятия, при котором очень мало или отсутствуют W ответы, называют обедненным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ

Основным моментом в формализации ответа, а затем и в понимании его психологической сущности является определение детерминанты, т. е. фактора, сыгравшего основную роль в появлении той или иной интерпретации. Детерминанты позволяют судить:
1) о степени реалистичности восприятия действительности
2) об активности, направленной вовне или проявляющейся в воображении;
3) об эмоциональном отношении к окружающему;
4) тенденция к тревожности, беспокойству, побуждающей или тормозящей активность индивидуума.

ФОРМА ОБЪЕКТОВ

Форма (F) является одной из самых популярных детерминант ответа и более чем вес остальные характеризует собственно процесс структурирования, организации неопределенного материала. Но прежде всего важна оценка уровня формы. При определении соответствия интерпретации форме стимула следует прежде всего опираться на статистический критерий. Когда большое количество лиц видит в том или ином “пятне” (или его части) один и тот же объект – это ответы с положительной формой. Роршах при оценке уровня формы исходил из данных, полученных при обследовании около 100 здоровых испытуемых.

Оригинальные интерпретации

Но наряду со статистическим критерием существует и определенный момент, поскольку всегда могут появиться редкие, оригинальные интерпретации, оцениваемые индивидуально. Уровень формы обозначается в ответах, в которых форма находится на первом месте (FC, Fc, FM), а также в кинестетических детерминантах (М), где знак формы имеет большое значение. Количество ответов F+ достигает 70% от всего количества F ответов, а при высоком интеллекте F+ достигает 85 – 95%.

Только у чрезмерно педантичных лиц возможно 100% F+ Роршах считает, что в процессе снятия неопределенности и структурирования (при ответах F и особенно F+) выявляются следующие факторы: способность к наблюдению и контролируемому мышлению, богатство образов. Очень близка трактовка Лузли-Устера, который считает F+ проявлением сознательных конструктивных тенденций личности, способности разумно контролировать свои аффективные побуждения. Клопфер также считает F+ показателем интеллектуального контроля и “силы Эго”, т. е. степени и качества адаптации к реальности.

Роршах рассчитывал F+% как равный F±/F 100. стали использовать несколько отличные, обогащенные формулы:

100 (F + 0,5F±) 100 (F + 0,66F±)
F + % = или ЈF 2F

Кинестетические показатели

Роршах считал кинестетические интерпретации особо важными показателями, определяющими особенности личности испытуемого. В то же время определение кинестетических энграмм – один из наиболее сложных элементов в исследовании.

Под кинестетическими интерпретациями понимаются те, в которых обследуемый усматривает движение человека, они основаны на более или менее одновременном восприятии и интеграции трех факторов:

1) формы;
2) движения;
3) содержания – видение образа человека.

Следует подчеркнуть, что “интерпретации, затрагивающие человеческие существа, не всегда кинестетические”. Всегда возникает вопрос, “…играет ли движение первичную роль в детерминации ответа? Имеем ли мы дело с действительно почувствованным движением или просто с формой, которая вторично интерпретирована как движение?”.

Для оценки ответа, как детерминированного движением, необходимо убедиться в том, что испытуемый не только видит но ощущает кинестезию, сопереживает увиденному. В процессе эксперимента иногда даже можно наблюдать, что испытуемый невольно пытается произвести те движения, которые он вкладывает в созданный им образ. Это, безусловно, кинестетические энграммы. Как М обозначают и те ответы, в которых движение осуществляется животными,однако эти акты должны быть антропоморфными, т. е. свойственными только человеку. Решающая роль в определении того, является ли движение почувствованным, принадлежит опросу.

Кинестизии

Роршах, а за ним и другие исследователи подразделяют кинестезии на экстенсивные и флексионные (размашистые и скованные), полагая различия в уровне активности-пассивности лиц, демонстрирующих движения разного типа. Первые говорят об активной доброжелательности -кооперативной жизненной установке, вторые указывают на пассивность, тенденцию к избежанию трудностей, вплоть до позиции “прочь от мира”. Психологическая интерпретация кинестетических показателей – самая сложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Автор рассматривал М в связи в интраверсивной направленностью личности, т. е. умением человека “уйти в себя”, творчески переработать аффективные конфликты и тем самым добиться внутренней стабильности. Подобное толкование смысла М как будто бы подтверждалось исследованием определенного контингента испытуемых – актеров, художников людей умственного труда.

Зависимости

Вместе с тем последующие экспериментальные проверки продемонстрировали зависимость этого показателя от ряда других факторов, например, адаптированости, степени дифференциации “Я”, возможности открытого отреагирования аффективных побуждений во внешнем поведении и т. д. Имеются также данные о связи М с особенностями межличностных отношений, в частности, представлением человека о самом себе и своем социальном окружении, способности к сопереживанию и пониманию других людей. Согласно этим данным, М является многомерной переменной, конкретное значение которой определяет контекст, т. е. уникальное для данного человека сочетание всех остальных, показателей. Неоднозначность М отчасти вытекает из того факта, что эта детерминанта имплицитно содержит две другие детерминанты -F и Н. Видимо, поэтому Клопфер считает человеческие кинестезии признаком осознанной, хорошо контролируемой принимаемой субъектом внутренней жизни – собственных потребностей, фантазий и самооценки.

Таким образом, человеческие кинестезии указывают на:

– интраверсивность;
– зрелость “Я”, выражающуюся в сознательном принятии собственного внутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями;
– творческий интеллект (при F+);
– аффективную стабильность и адаптированносгь;
– способность к эмпатии.

Нормальный взрослый человек с интеллектом среднего уровня демонстрирует от 2 до 4 М, а при более высоком уровне интеллекта – 5 М и выше. Оптимальное отношение W:M составляет 3.1. При количественном сравнении с другими детерминантами каждая М интерпретация оценивается в 1 балл. В анализе соотношения между Мир следует исходить из того, что чем выше процент позитивных форм, чем более сознательный контроль сдерживает проявление в деятельности тенденций, выражающихся в кинестетических энграммах.

Движение животных (FM).

Символом FM американские психологи обозначают движения животных, частей тел животных или их карикатур в присущей животным деятельности. Идентификация с кинестезиями FM, как правило, связана с незрелостью личности. В противоположность М кинестезии животных отражают менее осознанные, менее контролируемые влечения, не в полной мере принимаемые личностью. Клопфер полагает, что FM репрезентирует более примитивный, инфантильный уровень психической жизни, нежели М. Полное же отсутствие FM может говорить о подавлении примитивных влечений, возможно, в силу их неприемлемого содержания.

Движение неодушевленных объектов (т).

Шифр т обозначает движение предметов, действие механических, абстрактных, символических сил. В зависимости от четкости формы иногда употребляют символы Fm (при четкой форме), mF (при менее определенной форме), a m в этом случае указывает на действие каких-то сил. Оценка этих толкований вряд ли может считаться разработанной. С одной стороны, Пиотровски связывает интерпретации с высоким уровнем интеллекта, поскольку привнесение движения в неодушевленные предметы требует большего “нарушения реальности”, чем это происходит при трактовании движения людей и животных в изображениях. По мнению же Клопфера, появление кинестезии неодушевленных предметов чаще двух раз в протоколе свидетельствует о внутреннем напряжении, конфликте, указывает на глубинные неосознаваемые,’ неконтролируемые импульсы, нереализованные желания. Вместе с тем некоторое количество FM и m в определенном соотношении с М является допустимым и характеризует богатство и живость внутреннего мира личности, спонтанность ее аффективных проявлений, развитое воображение на фоне хорошего контроля и адаптированности.

ЦВЕТ – ПЯТНА РОРШАХА

Цвет как объективный признак стимула используют редко (не более 3-5 ответов на протокол). Цветовые энграммы рассматривают как репрезентирующие аффективную сферу: чем более представлен цвет в протоколе, тем сильнее индивид реагирует на эмоциональные стимулы. FC ответы свидетельствуют об эмоциональности, контролируемой интеллектом (F), указывают на способность к аффективному контакту с окружением и приспособления к окружающей действительности. CF ответы говорят об эффективности, слабо контролируемой интеллектом, и небольших возможностях адекватной адаптации к среде. С ответы – признак эмоциональной импульсивности, склонности к аффективным взрывам, неумения адекватно приспособиться к окружению. МС ответы, детерминированные кинестезией и цветом одновременно, встречаются довольно редко. Характерны, как правило, для людей одаренных, с образным типом мышления художников.

Отсутствие цветовых ответов

Отсутствие в протоколе “цветовых” ответов чаще всего свидетельствует о торможении эффективности (неврозы, депрессии), однако это возможно и при аффективной тупости при шизофрении или вследствие слабоумия, за исключением эмоционально возбудимых олигофренов. Для оценки эффективности используют формулу “суммы цвета” S С = 0,5FC + ICF + 1,5С. Например, в случае 3FC + 3CF + 1C “сумма цвета” составит 1,5 + 3 + 1,5 = 6 (исключением являются случаи, в которых С объединяется в формуле с другой детерминантой, имеющей преимущество, например, FMC или тС; в этом случае “цвет” оценивается в 0,5 балла). Однако “сумма цвета” ничего не говорит о степени интеллектуального контроля и способности к эдэптэции. Для устзновления этого используют соотношение FC: (CF + С).

Левосторонний тип (FC > CF + С) – стэбильнэя, контролирумая эффективность, возможность адаптации к внешним стимулам. Правосторонний – эффективность неустойчивая, слабые возможности адэптации. Для нормальных взрослых лиц примерное количество интерпретаций цвета составляет 3FC, ICF, ОС.

Черный и серый цвет

Роршах впервые обратил внимание на интерпретации, детерминированные черным или серым цветом с оттенками, и относил их к “цветовым”. Для отличия от интерпретаций хроматических цветов он обозначил их (С). В понимании происхождения этих оттенков Роршах исходил из того, что они также отражэют эффективность, но тормозимую субъектом, и укэзывэет нэ то, что он с трудом адаптируется к окружению из-за нерешительности и боязливости. Психологическая сущность этих толкований вызывает много споров среди специалистов. Различные авторы по-разному обозначэют эти детерминэнты и выделяют разное количество их.

Наиболее остальной является система, рэзрэботэнная Клопфером, однако из-за громоздкости ее не всегда целесообрэзно использовэть и практической работе. Удобной представляется система Пиотровски, в которой используются только четыре символа: с, Fc, с’ и Fc’. Основэ классификации – выделение детерминант с’ и с. Символом с’ обозначают ответы, в которых учитывается черный или темный цвет, а форма не имеет никакого значения например “черная ночь”, “черные тучи”. Как с’ обознзчэются и те интерпретзции, которые связэны со словэми “грязное”, “ужэсное” и т. п. Символом с обозначается трактование светло-серого цвета, например “летние облэка”, “дым” (форма не учитывается), в эту же группу в большинстве случаев относят “перспективы” и толковэния, учитывэющие хэрэктер поверхности (глэдкэя, шероховэтая и т. п.). Fc и Fc’ обозначают те ответы в которых форма доминирует, например, “черная бабочкэ” (Fc’) или “звериная шкура с головой и лапами” (Fc).

Количественная оценка

При количественной оценке “светотеневых” детерминант в один балл оценивают Fc или Fc’, 1,5 балла – с и с’. Если сие’ выступэют вместе с другими детерминэнтэми, например Мс, то их оценивэют в 0,25 бэллэ. Тэкая оценка имеет значение при сопоставлении сие’ ответов с другими. По данным Пиотровски, примерно у 25% исследуемых встречаются с’ ответы, тогда как интерпретации встречаются примерно у 90% обследованных. Сумма с ответов является значительной, если превышает две единицы, количество с’ > 2 также считается высоким.

Пиотровски полагает, что “светотеневые” интерпретации отражают глубоко скрытую в психике тенденцию к тревожности, беспокойству, которая побуждает или тормозит активность индивидуума. Причем с ответы указывают на снижение активности в деятельности, вызывающей тревогу и дискомфорт для преодоления этого состояния, тогда как с’ свидетельствует о повышении активности для реализации той же цели.
При изучении связей с другими детерминантами наиболее важным является отношение I С к 2 с. Известно, что С – показатель эмоциональной возбудимости, выражающейся во внешней активности, а с -индикатор торможения активности вследствие беспокойства. Чем больше Е с по отношению к S С, тем более парализованной оказывается активность (например навязчивые состояния при неврозе). Оптимальное соотношение: I, с – I, С, при этом допускается небольшое преобладание “цвета” до 2 единиц.

Содержание

Определение содержания – наиболее простой этап в формализации ответа испытуемого. Как уже было показано, для важнейших, наиболее часто встречающихся категорий содержания приняты условные Симптоматическая ценность этого явления также не ясна. Пиотровски считает, что “красный шок” -признак агрессивности и страха. “Черный шок”. Это понятие впервые ввел Биндер. По частоте стимуляции “черного шока” таблицы располагаются в таком порядке: 4, 6, 7, 1, 5. Согласно Биндеру, “черный шок” чаще всего указывает на хроническое расстройство поведение, беспокойство, тревогу. Аналогично “цветовому”, возможен сверхкомпенсированный “черный шок”. Кинестетический шок проявляется уходом от кинестетических энграмм при интерпретации стимулов, их предполагающих(1, 2, 3, 9 таблицы), а также снижением общего уровня ответов (появление Db-, Do и т. п.). Есть мнение, что кинестетический шок – признак недостаточной аффективности.

Описание (дескрипция).

Обследуемый не интерпретирует изображение, а только что-либо о нем говорит, например, “какое-то, ничего не говорящее мне изображение”. При толковании цветных таблиц дескрипция выступает как разновидность “цветового шока”. Бом выделяет кинестетическую дескрипцию, довольно редкое явление (описание механических движений вне связи с предметами, например, “нечто, вращающееся вокруг своей оси”), которое следует рассматривать как замечание, а не ответ. По его мнению, такие дескрипции встречаются почти исключительно у больных шизофренией. Название цвета. Обследуемый только называет цвета, но не толкует их (“зеленый”, голубой”).

Название цвета следует отличать от описательных комментариев, к которым иногда прибегают для уточнения локализации. Роршах и Биндер при оценке этих ответов придавали им такие же значение, как и “чистому цвету” [С]. Однако Бом и другие исследователи не объединяют название цвета с собственно “цветовыми” ответами. Если для детей в возрасте до пяти лет название цвета обычно, то для взрослых это всегда патологический признак.
Указание на симметрию изображений. Это довольно распространенное явление, но симптоматическая ценность замечаний о симметрии различна и зависит от их вида. Единичные замечания о симметричности предлагаемых испытуемому изображений не существенны. Указания на симметрию, носящие стереотипный характер, а также принимающее навязчивый характер стремление найти несимметричность обеих частей и изображения возможны у больных эпилепсией.

Педантизм формулировки выражается в особом, “широко разветвленном” и стереотипном изложении, с тщательным описанием всевозможных деталей. Например, “здесь имеет место симметрия, вертикальные отростки… черная краска нанесена неравномерно”, “здесь опять симметрия, отростки… те же краски” (табл. 3) и так далее в таком же стиле. Наиболее часто подобный педантизм является признаком эпилептического изменения личности.

Персеверация.

Под персеверацией в методе Пятна Роршаха понимают повторение одного и того же ответа по содержанию. Существует три формы персеверации.

1. Грубая, органическая, при которой повторяется одна и та же интерпретация, причем она нередко переходит с одной таблицы на другую. В тяжелых случаях одно и то же толкование относится ко всем десяти таблицам. Грубая персеверация наблюдается у больных с органическими поражениями мозга, при эпилепсии, шизофрении и слабоумии.
2. Своеобразное “прилипание” к основной теме, наблюдаемое при истинной эпилепсии. Испытуемый не дает совершенно идентичных ответов, но придерживается одной, мало варьируемой содержательной категории (“голова собаки”, “голова лошади” и т. д.).
3. Ослабленная форма персеверации, при которой на фоне ответов различного содержания появляются ответы одинаковые. Это не касается “популярных” ответов, поскольку “ЛЕТУЧАЯ мышь” может встречаться дважды в ответах на 1 и 5 таблице. Здесь важна повторяемость не совсем обычных ответов.

Кроме этого, Бом выделяет перцептивную персеверацию, при которой испытуемый постоянно выбирает совершенно аналогичные детали изображения (часто D и Db), но истолковывает их различно, и персеверацию воспринятой детали, когда обследуемый выбирает одну деталь (иногда все изображение) и толкует ее различно. Подобное и у здоровых лиц. Анатомическая стереотипия заключается в предпочтении ответов с анатомическим содержанием. При высоком проценте таких интерпретаций (60 – 100%) диагностика особенностей личности невозможна.

Стереотипия

Нередко в патологических случаях анатомическая стереотипия комбинируется с персеверацией. Как отдельные случаи выделяют “стереотипию частей тела” и “стереотипию лица”. Стереотипное предпочтение Hd ответов (исключая “лица” и “головы”) чаще всего указывает на слабоумие (но локализации это Do ответы “Стереотип лиц”, по Бому, – признак фобий и встречается при неврозах. Отнесение к себе проявляется в грубой форме во введении своего “Я” в интерпретацию. Например, “два человека, один из которых Я”.

В более слабой форме реализуется как сосредоточение на собственных переживаниях (“это напоминает мне кошку, которая была у нас дома”). Грубая форма отнесения к себе встречается при шизофрении и эпилепсии, реже при слабоумии, а более легкие формы встречаются у больных неврозами. Отрицание цвета. Этот феномен впервые описан Пиотровски и заключается в том, что обследуемый отрицает влияние цвета на интерпретацию, хотя использует его (“…это цветы, но не из-за цвета”). Такие ответы Пиотровски относит к “цветовому шоку”. Проекция цвета на черные изображения. Цвет (полихромный) в интерпретацию черно-серых таблиц привносится испытуемым редко (“великолепная цветная бабочка” – табл. 5).

Мнения

По мнению Пиотровски, интерпретирующего Пятна Роршаха, субъект в данном случае пытается “сделать хорошую мину при плохой игре”, т. е. как бы навязывает себе радостное настроение при отсутствии такового. Такая популярных ответов, индекса реалистичности и формоцветовых ответов, а также в уменьшении удельного веса целостных интерпретаций с плохой формой. В качественном плане улучшение восприятия формы выражается в постепенном усложнении формы четко воспринимаемых пятен от популярных ответов до комбинаторных. По мере взросления ребенка более разнообразными становятся способы восприятия пятен: уменьшается количество целостных ответов и возрастает удельный вес ответов на обычные и мелкие детали и на белый фон. С 6 – 7 лет появляются кинестетические ответы.

Признаки детского возраста

Характерными признаками детского возраста в интерпретации метода Пятна Роршаха являются конфабуляторные ответы и относительно большое количество персевераций. В возрасте 6-7 лет кинестетических ответов больше у мальчиков, а цветовых у девочек; в этом же возрасте девочки опережают мальчиков в развитии восприятия формы. Аналогичное исследование было проведено и на младших школьниках (8-12 лет). В таблице 2 приведены сводные данные для этого возраста. В целом было показано некоторое снижение темпов развития зрительной перцепции по сравнению с дошкольниками. Наибольший рост в этом возрастном периоде претерпевают следующие показатели: общее количество ответов, количество интерпретаций белые промежутки, удельный вес ответов с указанием человеческих образов, количество кинестетических и комбинаторных ответов. Последние три из перечисленных категорий ответов положительно коррелируют со школьной успеваемостью и используются для оценки интеллекта.

Посредственные ученики 1,55+ -0,20 12,89+ -1,10 0,65+-0,16
Степень достоверности Р<0, 01 Р<0,01 Р<0,01
Показатель Хорошие ученики
М 2,38 + -0,23 Н% 17,79+ -1,22
Комбинаторные ответы 1,53 + -0,26

Кроме того, в группе хороших учеников было больше общее количество ответов, выше процент ответов с четкой формой, ниже удельный вес целостных ответов с плохой формой и показатель “суммы цвета”, отмечалось больше ответов на редкие детали и белый фон и меньше персевераций, однако различия между группами по этим показателям не были достоверными. Примечание: при исследовании методом “Пятна Роршаха” детей от 3 до 6 лет использовалась модификация инструкции, согласно которой детям предлагалось угадать, на что похожи пятна. Начиная с 6-летнего возраста, процедура проведения эксперимента не отличалась от стандартной.

Популярные ответы, обозначенные в таблицах 1и 2 метода “Пятна Роршаха” как Р, определялись по “взрослым” спискам И. Г. Беспалько. По его же таблицам определялась локализация области D.