Близким родственникам могут запретить работать в одной государственной или муниципальной организации. Почему не стоит работать с родственниками Родственные связи в бюджетном учреждении

С 24 января 2016 г. действует Закон от 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией" (далее - Закон), в соответствии с п. 5 ст. 47 которого часть первая ст. 27 ТК изложена в новой редакции: для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве предусмотрены ограничения в отношении совместной работы. Однако они касаются только некоторых должностей в одной и той же организации либо ее обособленном подразделении (ч.1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона).

Запрет на совместную работу: нормы трудового законодательства

Частью второй ст. 18 Закона установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичная норма продублирована в части первой ст. 27 ТК и содержит исчерпывающий перечень должностей, работа на которых запрещается лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве.

Исходя из приведенных выше норм законодательства запрет на совместную работу распространяется на:

  • руководителя (его заместителей) государственной организации (обособленного подразделения);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Из анализа части первой ст. 27 ТК следует, что запрет на совместную работу близких родственников и свойственников применяется при одновременном наличии следующих условий:

условие 1: совместная работа осуществляется в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении);

условие 2: совместная работа осуществляется на конкретных должностях (руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира);

условие 3: совместная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется, если работа выполняется по совместительству или носит временный характер (например, замена заболевшего работника (ч. 1 ст. 27, ч.3 ст. 348 ТК)).

Например, заместитель руководителя организации и главный бухгалтер являются супругами. Оба находятся в непосредственном подчинении руководителя организации. В случае, когда обязанности руководителя на период его отпуска или болезни возложат на его заместителя, возникнет ситуация, противоречащая Закону. Так как, хотя и временно, но один из супругов будет непосредственно подчиняться другому.

Таким образом, если близкие родственники занимают в организации должности руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, кассира и их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому, то это является нарушением законодательства, которое необходимо устранить.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется и на лиц, осуществляющих совместную работу, которые состоят между собой в близком родстве или свойстве (например, родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)).

Данный запрет установлен частью первой ст. 27 ТК и распространяется на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве.

Итак, на основании нормы части первой ст. 27 ТК можно сделать вывод о том, что совместная работа близких родственников или свойственников в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) допускается, если только один из них занимает должность, предусмотренную в указанной статье.

Запрет на совместную работу: практические примеры

В одном из районов в двух учреждениях дошкольного образования в должностях заведующих и заведующих хозяйством находятся лица, состоящие в родстве: в одном случае - дочь и мать, в другом - дочь и отец. Контролирующий орган указал на неправомерность такой ситуации и необходимость уволить заведующих хозяйством.
В данной ситуации отсутствует нарушение нормы части первой ст. 27 ТК, поскольку должность заведующего хозяйством не подпадает под условие ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией и о труде.

Следует отметить, что понятия "подчиненность", "подконтрольность" не раскрыты ни в законодательстве о борьбе с коррупцией, ни в законодательстве о труде.

Вместе с тем подчиненность можно рассматривать как такие отношения между работником и руководителем, при которых последний вправе издавать распоряжения (приказы), давать указания и требовать их исполнения, а работник в свою очередь обязан их исполнять.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность и подконтрольность между лицами является прямой, т.е. между руководителем (лицом, осуществляющим контроль) и работником отсутствует другой руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении которого находится работник.

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности запрет, предусмотренный частью первой ст. 27 ТК, не применяется.

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Нарушение запрета, касающегося совместной работы близких родственников или свойственников, возможно в двух случаях:

  • при приеме на работу;
  • в период трудовых отношений.

Безусловно, такие нарушения законодательства о борьбе с коррупцией и о труде влекут правовые последствия, как правило, в виде увольнения.

Руководитель государственной организации вступил в брак с главным бухгалтером организации.
Поскольку ограничения на совместную работу в одной и той же государственной организации, установленные частью первой ст. 27 ТК, возникли в период трудовых отношений, то такие обстоятельства должны быть устранены, например, путем:

  • перевода на другую должность одного из работников;
  • увольнения по п. 7 ст. 44 ТК (возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы).

Норма п. 7 ст. 44 ТК означает, что при установлении актами законодательства каких-либо ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы по заключенному трудовому договору, трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Увольнение по данному основанию не является увольнением по инициативе нанимателя, в этой связи порядок и условия, установленные ст. 43 ТК, а также гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 268 ТК в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), не применяются. Следовательно, по данному основанию увольнению подлежит любая категория работников (молодые специалисты, беременные женщины, работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, работники предпенсионного возраста и т.п.).

При увольнении работника в соответствии с п. 7 ст. 44 ТК выплата выходного пособия законодательством о труде не предусмотрена.

В организацию на должность заместителя руководителя принята работница, которая, как впоследствии выяснилось, приходится сестрой руководителю организации. Следовательно, требования части первой ст. 27 ТК были нарушены при заключении трудового договора с заместителем руководителя государственной организации.
В данной ситуации имеет место нарушение установленных правил приема на работу и принятый в их нарушение работник подлежит увольнению на основании п. 3 ст. 44 ТК.

Мария Ковалевич, юрист

Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери,

а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана

с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В необходимых случаях исключения из этого правила могут устанавливаться

Советом Министров Российской Федерации. (в ред. Закона Российской Федерации

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 20 КЗоТ РФ

§1. Трудовое законодательство ограничивает возможность совместной службы

близких родственников, свойственников только на государственном или муниципальном

предприятии. Такое ограничение может иметь место, если:

1) они по роду своей деятельности относятся только к категории служащих,

т.к. на рабочих и младший обслуживающий персонал эти ограничения не распространяются;

2) они работают на таких должностях, которые именно связаны с непосредственной

подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

§2. Однако законодательством устанавливаются для отдельных категорий

работников изъятия из правила об ограничении совместной службы родственников.

Перечень работников предприятий, учреждений и организаций, в отношении

которых могут допускаться исключения из правила об ограничении совместной

службы родственников, предусмотренного ст. 20 КЗоТ, утв. Постановлением Совета

1972, N 22, ст. 153; 1973, N 11, ст. 51; N 13, ст. 75; 1981, N 29, ст. 186;

САПП, 1993, N 42, ст. 4007).

В данный Перечень включены:

1. Работники, занимающие непосредственно подчиненные или подконтрольные

должности по выборам.

2. Специалисты сельского хозяйства, работающие в совхозах и других государственных

сельскохозяйственных предприятиях и организациях, а также в научно-исследовательских

учреждениях по сельскому хозяйству, расположенных в сельской местности.

3. Работники линейных предприятий железнодорожного транспорта, а также

работники строительно-монтажных и мостостроительных поездов, механизированных

колонн и других передвижных формирований дорожных, строительно-монтажных и

специализированных трестов железных дорог бывшего Министерства путей сообщения,

кроме главных бухгалтеров и кассиров этих предприятий и организаций.


4. Работники эксплуатационных предприятий и организаций.

5. Врачи лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений

здравоохранения.

6. Педагогические работники, преподаватели, библиографы и библиотекари

во всех учебных и воспитательных учреждениях.

7. Артисты, художники и музыканты государственных театров, художественных

коллективов и студий.

8. Работники научных учреждений Академии наук СССР (в настоящее время

Российской Академии наук), находящиеся в районе Крайнего Севера и местностях,

приравненных к районам Крайнего Севера, а также работники некоторых других

учреждений Академии наук СССР (Российской Академии наук).

9. Работники сетевых организаций Главного управления гидрометеорологической

службы при Совете Министров СССР (соответствующего российского органа), а

также работники предприятий и научно-исследовательских учреждений гидрометеорологической

службы, расположенных в населенных пунктах Заполярья, в таежных, высокогорных

и пустынных районах и на островах.

10. Работники полевых геологических экспедиций, партий, отрядов и участков.

11. Работники органов Государственного комитета стандартов Совета Министров

СССР (в настоящее время соответствующего российского органа) на местах, осуществляющие

государственный надзор за стандартами и измерительной техникой.

12. Специалисты лесного и водного хозяйства, работники просвещения, медицинские

работники, работники культурно-просветительных учреждений, работники предприятий

розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации, работающие

в сельской местности.

13. Работники дорожных организаций, осуществляющих эксплуатацию автомобильных

дорог общего пользования, кроме главных бухгалтеров и кассиров этих организаций.

14. Работники плавающего состава судов речного флота и работники эксплуатационных

предприятий и организаций речного транспорта (за исключением управлений пароходств)

Министерства речного флота РСФСР, кроме главных бухгалтеров и кассиров этих

предприятий и организаций.

15. Работники строительно-монтажных и мостостроительных поездов, механизированных

колонн и других передвижных специальных строительных формирований Министерства

транспортного строительства соответствующего российского органа, кроме главных

16. Работники строительных, строительно-монтажных и других специализированных

управлений и участков, осуществляющих строительство магистральных трубопроводов

и обустройство нефтяных и газовых месторождений, находящихся в районах Крайнего

Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, кроме главных

бухгалтеров и кассиров этих организаций.

17. Работники прудовых и озерных рыбоводных хозяйств, рыбоводных заводов,

нерестово-вырастных хозяйств и рыбопитомников, кроме главных бухгалтеров и

кассиров этих предприятий.

18. Землеустроители местных органов Государственного комитета РСФСР по

земельной реформе.

19. Работники национальных природных парков, кроме главных бухгалтеров

и кассиров этих организаций.

Лица, принятые на службу с нарушением установленных правил об ограничениях

совместной службы родственников, а равно лица, ранее принятые на службу, оставление

которых на работе противоречит названным правилам, подлежат переводу (с их

согласия) на другую работу или увольнению с нее (см. комментарий к ст. 254

Анастасия. добрый вечер.

Вышестоящее руководство (Управление) настаивает на запрете на совместную деятельность.
Есть ли какие-то нормативные акты на уровне РФ и ЯНАО, которые бы запрещали совместную работу в одной организации в прямом подчинении.

Помимо указанных коллегами имеется также следующий нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред. от 15.02.2017) «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом „О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»

В его п.1,3 указывается, что

1. Установить, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования,иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов , организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - фонды и иные организации), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее - работник), распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности...

3. Установить, что работники, замещающие должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, и граждане, указанные в пункте 2 настоящего постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры , а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому , за исключением работников, замещающих должности (кроме предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления) в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение указанных должностей.

В Уставе Вашей организации должно быть прописано, на основании чего она создана. Скорее всего, на основании постановления главы администрации соответствующего муниципального образования (т.е. не на основании федерального закона), муниципальным служащим Вы не являетесь. Какого -либо перечня, указанного в п.1 Постановления, куда были бы внесены муниципальные бюджетные учреждения, я также не нашёл. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, полагаю, что нормативные акты, запрещающие совместную работу в Вашей ситуации, отсутствуют.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Обратите внимание!

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» вступил в силу 24 января 2016 г. В связи с этим читайте:

Журнал "Я -специалист по кадрам" №17, 2016 г.

Журнал "Я- специалист по кадрам" № 20, 2015 год

Журнал "Я - специалист по кадрам" №1, 2016 год

При приеме на работу кадровые работники должны помнить, что совместная работа близких родственников ограничена законодательством. Из предлагаемого комментария специалисты кадровой службы узнают о том, что:

- совместная работа близких родственников запрещена только на определенных должностях, причем как при временной работе, так и при совместительстве;

- такой запрет может применяться не только в государственных, но и в частных организациях;

- существует ответственность за несоблюдение ст. 27 Трудового кодекса РБ (далее - ТК).

В ней имеется ряд юридико-технических недостатков. В частности, название и содержание должным образом не увязаны взаимно. Так, в названии речь идет об ограничении, а в содержании - о запрете. Противоречие между названием и содержанием состоит в том, что в названии говорится только о родстве (родственниках), а в содержании - и о родстве, и о свойстве.

Совместная работа запрещается только на определенных должностях

Совместная работа ближайших родственников и свойственников при их непосредственной подчиненности или подконтрольности запрещена не на любых должностях, а только на перечисленных в ст. 27 ТК:

Руководителя государственной организации;
- руководителя обособленного (а не обычного структурного) подразделения государственной организации;
- главного бухгалтера (его заместителей);
- кассира.

Работа, указанная в ст. 27 ТК, не допускается как при постоянном, так и при временном ее характере, а также при совместительстве.

Наименование должности руководителя организации: генеральный директор, директор, управляющий, заведующий и т.д., правового значения в данном случае не имеет.

Кому не запрещено работать совместно

Под запрет ст. 27 ТК не подпадают:

Заместители руководителя организации;
- заместители руководителя обособленного подразделения, руководители обычных структурных подразделений;
- рядовые бухгалтеры.

Пример 1

Будут правомерными, в частности, такие комбинации совместной работы супругов: первый руководитель организации и его заместитель, руководитель организации и начальник отдела кадров, главный бухгалтер и рядовой бухгалтер, любой рядовой бухгалтер и кассир.

О заместителе руководителя

Под заместителями руководителей понимаются заместители, чьи должности именно в этом качестве указаны в штатном расписании.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, далее - ЕКСД).

На заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Обособленное структурное подразделение

Обособленными структурными подразделениями юридического лица являются представительства и филиалы, расположенные вне места его нахождения.

Представительства осуществляют защиту и представляют интересы юридического лица, совершают от его имени сделки и иные юридические действия.

На филиалы возложены все или часть функций юридического лица, в т.ч. представительские (ст. 51 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК).

Представительства и филиалы должны быть указаны в Уставе создавшего их юридического лица.

Пример 2

Возложение на одного из заместителей, который является супругом главного бухгалтера, обязанностей руководителя государственной организации на период его отпуска или болезни будет противозаконным.

Порядок определения непосредственной подчиненности

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Непосредственная подчиненность (подконтрольность) близких родственников в государственных организациях не допускается и при работе по совместительству (часть третья ст. 348 ТК). В ст. 348 ТК речь идет только о близких родственниках, а свойственники не упоминаются. Запрет ст. 27 ТК на совместную работу свойственников при совместительстве не распространяется, потому что ст. 348 ТК является специальной по отношению к ст. 27 ТК в силу расположения в гл. 32 разд. III «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК.

Пример 3

В цепочке должностей «руководитель - главный бухгалтер - кассир» руководитель и кассир могут быть близкими родственниками или свойственниками, потому что кассир непосредственно подчинен главному бухгалтеру, а не руководителю.

Кто именно из супругов, родственников или свойственников будет начальником, а кто - непосредственным подчиненным (жена, муж и т.д.), правового значения не имеет. В любом случае такая работа в государственных организациях запрещена.

Понятие «супруги»

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности;
- права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Отсюда следует, что супруги - это мужчина и женщина, заключившие брак (т.е. союз), который зарегистрирован в установленном законодательством порядке. Для трудовых отношений указанные мужчина и женщина являются соответственно работником и работницей.

Факт регистрации брака (союза) в вышеназванных органах имеет важное юридическое значение. Так, действие ст. 27 ТК не распространяется на работников и работниц, чей союз не зарегистрирован в установленном законодательством порядке: живущих в гражданском браке, сожителей и т.п.

Понятие «близкое родство»

Правила ст. 27 ТК распространяются не на любых родственников, а только на тех, которые состоят в близком родстве. Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством (ст. 60 КоБС).

С учетом этого в ст. 27 ТК дан конкретный перечень близких родственников каждого из супругов: родители, братья, сестры и дети (сыновья и дочери).

Двоюродные и более дальнего родства братья и сестры к близким родственникам не относятся.

Понятие «свойство»

Совместная работа запрещается лицам, состоящим между собой в свойстве (ст. 27 ТК). Отношения свойства - это отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 КоБС).

Конкретный перечень свойственников каждого из супругов определен в ст. 27 ТК: родители, братья, сестры и дети другого супруга. Более дальние свойственники, например двоюродные братья супруга, под действие ст. 27 ТК не подпадают.

Запрет совместной работы в государственных организациях

Ограничение в виде запрета совместной работы близких родственников обязательно только для государственных организаций.

Субъектами государственной собственности являются Республика Беларусь (республиканская собственность) и ее административно-территориальные единицы (ст. 213 ГК). Под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом РБ (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом этих органа или организации (п. 1-1 ст. 44 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления.

Чаще государственные организации создаются в форме различных республиканских и коммунальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК).

Если организация имеет только долю государственной собственности, то она уже не является государственной, а значит, действие части первой ст. 27 ТК на нее не распространяется.

Для негосударственных, т.е. основанных на частной или смешанной (государственно-частной) собственности, организаций (различные ООО, ОАО, кооперативы, союзы и т.д.) запрет может вводиться только на основании части второй ст. 27 ТК, т.е. по решению собственника.

Никаких исключений из части первой ст. 27 ТК, кроме содержащегося в части второй этой статьи, не установлено. Поэтому фактически не работает (но официально действует) постановление Совета Министров БССР от 23.03.1978 № 97 «Об изъятиях из правила об ограничении совместной службы родственников», которым был утвержден перечень работников (в сельском, лесном хозяйстве и др.), в отношении которых ограничения на совместную службу родственников и свойственников не распространялись.

Ограничения совместной службы в негосударственных организациях

Запрет совместной работы близких свойственников и родственников в негосударственных организациях может осуществляться только по решению собственника (часть вторая ст. 27 ТК). Под собственником понимается лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 210, 213, 214 ГК).

Собственник вправе по своему усмотрению решать вопрос о запрете совместной работы близких родственников и свойственников.

Другие лица (несобственники) и органы, включая руководителя организации (если он одновременно не является собственником), не наделены самостоятельным правом принимать решение о запрете совместной работы близких родственников и свойственников. Подобное право может появиться у них только в порядке делегирования, например, на основании учредительных документов организации, доверенности, решения общего собрания акционеров.

В негосударственных организациях могут применяться не все правила, предусмотренные в части первой ст. 27 ТК (перечень ближайших родственников и свойственников, непосредственная подчиненность или подконтрольность, конкретные должности и др.). Например, данные ограничения могут не распространяться на свойственников или может учитываться только подчиненность, а не подконтрольность.

ЭТО ВАЖНО! Недопустимо дополнять правила, установленные в части первой ст. 27 ТК, в т.ч. путем расширения перечня должностей, по усмотрению собственника организации и даже государственных органов, потому что это будет ухудшать положение работника по сравнению с законодательством. Соответствующие акты и договоры будут считаться недействительными на основании, в частности, части второй ст. 7 и п. 1 части первой ст. 23 ТК.

Решения собственника о запрете (часть вторая ст. 27 ТК) должны быть письменными, зафиксированными, например, в уставе организации и других учредительных документах, локальных актах.

Кадровики порой задают вопрос: «Что делать, если непосредственный руководитель (директор государственной организации) и главный бухгалтер вступили в брак после приема на работу, т.е. во время совместной трудовой деятельности?»

Варианты ответа на вопрос зависят от дополнительных обстоятельств, характерных только для данного конкретного случая. Например, главный бухгалтер (муж или жена) подает заявление об увольнении или переводе на другую работу в той же государственной организации, но на должность, не связанную с непосредственным подчинением (к примеру, заместителем главного бухгалтера). Руководитель организации принимает согласительное решение.

Ответственность за несоблюдение ст. 27 ТК

Если при заключении трудового договора нарушены нормы ст. 27 ТК, то увольнение должно производиться по п. 3 ст. 44 ТК (в связи с нарушением установленных правил приема на работу).

Если нарушение запрета возникло в процессе совместной работы в одной государственной организации, например, когда ее руководитель и главный бухгалтер вступили в брак, то ссылку в приказе об увольнении и трудовой книжке необходимо делать на ст. 27 ТК, а не на п. 3 ст. 44 ТК при условии, что непосредственная подчиненность не устранена, к примеру, путем перевода одного из супругов на другую должность.

Если нарушение ст. 27 ТК повлекло причинение вреда работнику, виновного можно привлечь к административной ответственности на основании части четвертой ст. 9.19 Кодекса РБ об административных правонарушениях и ст. 3.2 и 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях.

Ответственность за это установлена в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Привлечение к административной ответственности в данном случае осуществляют суд и органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ.