Грудничковое плавание: за и против. Детское плавание Польза плавания для недоношенных детей

Каждый родитель хочет, чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым. Сегодня есть масса развивающих методик для грудничков, позволяющих воплотить желание в жизнь. В том числе и грудничковое плавание. Действительно ли это столь полезное занятие или просто дань моде, когда можно начинать плавать, дома или в бассейне - вопросов много. Пришла пора найти ответы на них и снабдить новоиспечённых мам и пап всей необходимой информацией, ведь любая ошибка может причинить вред любимой крохе.

Как известно, в медицине отношение к разного рода развивающим занятиям довольно неоднозначное. Вот и плавание не исключение. На территории СССР об этой методике узнали благодаря Игорю Чарковскому - спасателю-инструктору, который в 60-е годы сделал специальный резервуар для водных занятий со своей недоношенной дочкой. К 3 месяцам малышка не просто укрепила здоровье, но и существенно обогнала в развитии своих сверстников. Чарковский стал консультировать родильные дома на предмет внедрения грудничкового плавания в практику. Однако через пару лет методика была признана опасной и оказалась под запретом. И лишь в конце 70-х о грудничковом плавании снова заговорили, во многом благодаря книге о плавании новорождённых, выпущенной председателем федерации плавания Захарием Павловичем Фирсовым.

С какого возраста начинать заниматься

Пережив волнение первых купаний, вы наверняка заметили, что ваш малыш с удовольствием плещется в ванночке. А более смелые родители ещё и то, что, если кроху опустить с головкой под воду, он задержит дыхание и будет чувствовать себя вполне комфортно. Объяснение этому - врождённый рефлекс, благодаря которому малыш помнит то время, проведённое в мамином животе, плавая в жидкости. Однако к 3–4 месяцам реакция нахождения в воде начнёт сходить на нет, так что карапуза приучить к плаванию будет намного сложнее. Вывод: начинать занятия плаванием с грудничком нужно в 3–4 недели. Связано это с тем, что

  • уже затянется ранка на пупке;
  • бутуз начнёт прибавлять в весе, адаптируясь к пока ещё непривычной для себя среде;
  • врождённые рефлексы ещё не угаснут.
  • Принципы грудничкового плавания

    Успех занятий зависит от того, насколько правильно будет проведена подготовительная работа. Если составлять список принципов плавания с малышами, то, кроме уже упомянутого, начинать с 3–4 недель, можно выделить 4 позиции.

  • Принцип чистоты. Ванночка или бассейн должны быть идеально чистыми. В первом случае ёмкость нужно вымыть детским или хозяйственным мылом, а во втором - убедиться, что соблюдаются все санитарные и гигиенические нормы, попросив предоставить заключения соответствующих контролирующих организаций.
  • Принцип качества. В этом случае мы имеем в виду качество воды. Для домашнего плавания это может быть либо кипячёная, либо очищенная вода. Важно, чтобы в ней не было марганцовки или настоев трав - карапуз может глотнуть. В бассейнах обычно очищают воду хлором, что не совсем полезно для дыхательной системы малыша. А вот чистка ультрафиолетом - то, что нужно.
  • Принцип комфорта. Речь идёт о температуре воды. Рекомендованная норма - 31–32 градуса. Только вот начинать с таких низких показателей не стоит. Для первого раза водичка должна быть 36–37 градусов. Постепенно показатели снижаем до необходимых. Обратите внимание: если малыш плачет несколько минут, то, вполне возможно, что ему холодно, значит, температуру не снижайте пока. А вот если кроха вялый, неактивный, то, вероятно, ему жарко.
  • Принцип правильно выбранного времени. Занятия плаванием можно начинать через 40–60 минут после еды. Ребёнок не должен хотеть спать.
  • Методики обучения для новорождённых и грудничков

    Занятия плаванием с грудничком должны быть системными, то есть не только регулярными, но и соответствующими тем или иным проверенным методикам. На данный момент есть 3 популярные системы работы, каждая из которых проверена не одним поколением грудничков.

    Методика Фирсова

    Цель работы по этой системе состоит в том, что к году карапуз должен:

  • держаться на воде 20–30 минут;
  • неглубоко нырять (за игрушкой или просто так);
  • уметь прыгать с невысокого мостика в воду, не паникуя при этом.
  • Работа над достижением поставленной цели идёт постепенно. Начинается с объяснения крохе, что он будет плавать, затем малыша опускают в воду, а после завершения периода адаптации к воде ребёнка, поддерживая под животик или спинку, кладут на воду.

    Методика Чарковского - очень спорная, будьте осторожны!

    Стоит отметить, что эта система занятий была разработана для недоношенных детей, так что она может и не подойти деткам, родившимся в срок. Принцип Чарковского в неожиданности и резкости: малыша быстро погружают под воду с головой, затем достают и без промедления сразу же погружают снова. Одно занятие проходит не менее 30–40 минут. За короткий миг выныривания кроха успевает глотнуть воздух, а вот в то время, пока кислорода в организме нет, происходит питание головного мозга в более интенсивном режиме за счёт реакции организма на опасность. Такие стрессы помогают интенсивнее развиваться физически и умственно.

    Методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга - в результате длительного ныряния у малыша развивается гипоксия. Самостоятельно реализовывать на практике методику Чарковского затруднительно и даже опасно для жизни ребёнка.

    Методика Владимира Гутермана - самая востребованная на сегодняшний день

    В 60–70 годы автор работал в крупнейшем открытом бассейне в Европе «Москва», где проводил наблюдения за детьми, занимающимися лечебным и спортивным плаванием. В дальнейшем этот опыт был систематизирован в собственную методику. Она состоит из 4 этапов:

  • до 3-месячного возраста (массаж, гимнастика, имитирующая плавание, собственно занятие в воде);
  • с 3 до 6 месяцев (малышу объясняют, как плавают, показывают элементы упражнений, поддерживают), так сказать, разговорный этап;
  • с 6 до 9 месяцев (дети плавают самостоятельно, ныряют);
  • с 9 месяцев маленькие пловцы сами плывут, ныряют за игрушками.
  • Плюсы этой активности для грудничка

    Задумавшись о занятиях плаванием с младенцем, родители должны чётко понимать: их цель - не воспитание олимпийского резерва, а укрепление здоровья карапуза. Плавание позволяет добиться в этом очень высоких результатов, а именно:

  • приучает ребёнка к перепадам температуры воды, что способствует укреплению иммунитета, а значит, и сокращает риск подхватить простуду;
  • помогает оформиться мышечному корсету и определяет правильность осанки в будущем;
  • значительно быстрее (в сравнении с массажем и поглаживаниями) совершенствует двигательную систему, то есть укрепляет/расслабляет мышцы рук, ног, спинки, шеи, а это, в свою очередь, позволит малышу быстрее сесть, начать ползать и ходить;
  • для поглощения большего объёма кислорода организм выделяет эритроциты, которые повышают гемоглобин в крови;
  • нормализует артериальное давление;
  • прочищаются гайморовы пазухи, вымываются вредные бактерии и аллергены, что уменьшает риск появления насморка;
  • успокаивающе действует на малыша, он быстрее и крепче засыпает, не создавая дополнительные беспокойства мамочке, связанные с частыми пробуждениями ночью;
  • находясь в воде, ребёнок учится выражать себя жестами, движениями, то есть мама начинает лучше понимать своего кроху;
  • учит малыша без боязни относиться к водоёмам.
  • Главный принцип плавания с малышом - процесс должен доставлять удовольствие

    Аргументы против: возможный вред

    У любой медали есть обратная сторона, и плавание не исключение.

  • Если не соблюдаются температурные и другие нормы, то у малыша могут возникнуть болезни верхних и нижних дыхательных путей. А при плавании в бассейне эта вероятность становится в 4 раза выше, чем у тех карапузов, которые не занимаются плаванием.
  • Существует риск возникновения проблем с ЖКТ, так как малыш заглатывает воду в процессе занятий.
  • Некоторые психологи считают, что детки, с которыми занимались грудничковым плаванием, в будущем могут стать гиперактивными, им будет трудно поддерживать душевное равновесие. А также, став взрослыми, они часто начинают увлекаться экстремальными видами спорта. И всё потому, что в раннем возрасте они теряют чувство опасности.
  • Обратите внимание, что аргументы касаются случаев, когда занятия проводятся по всем правилам. А перечислять вред от плавания с нарушением принятых норм можно бесконечно. Сюда же относят и детскую смертность из-за неосторожного обращения с младенцем в воде.

    Когда плавать необходимо

    К сожалению, очень много карапузов рождается с отклонениями в здоровье. Но некоторые из этих нарушений успешно корректируются плаванием:

  • гипертонус мышц (чрезмерное напряжение мышц);
  • гипотонус мышц (слабость мышечного корсета);
  • низкий вес (меньше 2,5 кг);
  • дисплазия, артрозы суставов;
  • врождённые дефекты в костно-мышечной ткани;
  • кривошея;
  • Противопоказания

    Очень важно обратить внимание и на ситуации, когда занятия плаванием ребёнку могут усугубить и без того серьёзные проблемы со здоровьем:

  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, когда необходима фиксация ручек и ножек;
  • врождённые пороки сердца;
  • дерматиты гнойного характера;
  • судорожные припадки вследствие неврологических расстройств.
  • Занимаемся дома

    Малыши очень чутко реагируют на настроение взрослых, так что приступайте к занятиям в хорошем расположении духа. И ещё: вам должно быть удобно.

    Подготовка

    Не надейтесь, что долго простоите, склонившись над ванной, - поставьте стул. Приготовьте чистую пелёнку или мягкое полотенце, чтобы вытереть маленького пловца после занятия.

    Это интересно. При отсутствии сквозняков, педиатры советуют немного промокать кожу ребёнка и нести его в комнату голышом - это один из элементов закаливания.

    Чтобы молодые родители не нервничали, в качестве средства безопасности можно использовать надувной спасательный круг или специальную шапочку с прокладкой из пенопласта. Все действия с малышом в воде нужно сопровождать спокойным и уверенным голосом.

    Общение с водой нужно начинать с погружения ручки, а затем ступни карапуза. И не забывайте все действия сопровождать своими комментариями.

    Поддержка малыша может осуществляться в двух вариантах: под затылок (малыш лежит на спинке, а взрослый подхватывает его головку под затылок) и под подбородок (кроха лежит на воде на животике, подбородок на ладони взрослого).

    Упражнения

    На самом деле, плавание в домашних условиях может быть столь же захватывающим, как и в бассейне. Нужно только подобрать подходящие упражнения. Важно, чтобы они были одобрены педиатром.

    Все упражнения для плавания должны быть одобрены педиатром, а в идеале ещё и хирургом и неврологом

    «Повороты и толчки»

    Инструкция:

  • Ножки карапуза приближаем к стенкам ванны.
  • После того как малыш почувствует опору под ножками, он оттолкнётся, а затем и перевернётся со спины на живот.
  • Помощь родителя в этом упражнении сводится к минимуму: поддержать кроху в процессе толчка и переворота.

    «Плескания»

    Упражнение выполняется лёжа на воде на животике. Поддерживая малыша за подбородок нужно показать ему, какие забавные круги на воде образуются от плесканий.

    «Догоняем кораблики»

    Инструкция:

  • Кладём малыша на живот, поддерживаем за подбородок.
  • Перед карапузом выставляем игрушку.
  • Пробуем до неё достать, приговаривая: «Смотри, наш кораблик уплывает, давай догонять!» Со временем можно прибавлять скорость и увеличивать дистанцию до цели.
  • «Восьмёрочка»

    Это упражнение можно начинать тогда, когда малыш освоит движение по прямой линии.

    Инструкция:

  • Выкладываем ребёнка на спинку или животик, поддерживая соответствующим образом.
  • Подобрав подходящую скорость, имитируем рисунок цифры 8.
  • «Катаемся на качелях»

    Инструкция:

  • Выкладываем ребёнка на живот, поддерживаем за подбородок.
  • Следим, чтобы головка оставалась над водой, и имитируем плавание вперёд-назад, вверх-вниз. Для этого погружаем и поднимаем малыша плавными движениями.
  • «Ныряем!»

    Упражнения вызывает страх у некоторых родителей, но дети, как правило, его не боятся, более того, некоторые даже ждут с нетерпением.

    Инструкция:

  • Начинаем с теоретического этапа. В течение 10 дней регулярно произносим слово «Ныряем!» и дуем в личико малышу. Кроха инстинктивно закроет глазки и задержит дыхание.
  • Добавляем немного воды: после произнесения фразы брызгаем карапузу в лицо водичкой.
  • Произносим ключевую фразу и на 1–2 секунды опускаем малыша под воду с головой. Постепенно увеличиваем время пребывания под водой до 5–6 секунд.
  • Это интересно. Ныряние начинаем только после того, как малыш уже немного накупался.

    Как научить малыша плавать дома в ванне - видео

    Плавание в бассейне

    В зависимости от своих предпочтений родители выбирают занятия в бассейне групповые или индивидуальные.

    Подготовка

    Очень важно, чтобы малыш был правильно собран в бассейн. Нужно взять:

  • трусики для купания (для совсем маленьких это может быть специальный подгузник для купания);
  • полотенце тёплое и большое;
  • шапочку, которую вы наденете сразу после занятия, чтобы не застудить ушки;
  • средство для купания детей, чтобы смыть воду бассейна после занятия;
  • круг для купания (на всякий случай для собственного успокоения);
  • игрушки для малыша, которые он любит, допустимые в бассейне.
  • Приспособления для плавания - фотогалерея

    Шапочку для купания можно сделать самостоятельно: достаточно закрепить по ободку пенопластовые блоки Спасательный круг в ванной нужен больше для успокоения родителей, чем для малыша Шапочка для купания позволит не намочить волосы, но вот от попадания воды в ушки вряд ли защитит
    Многие производители товаров для детей выпускают специальные плавки-подгузники

    Всё, что нужно знать о занятиях в бассейне

    Если ребёнок привык к тренеру, хорошо на него реагирует, то мама и вовсе может не заходить в воду, а наблюдать за процессом у бортика.

    В среднем занятие в бассейне длится около 90 минут. Из них 20–25 уходят на предварительный разогревающий массаж малыша. Правда, первый урок длится всего 10 минут, каждую последующую тренировку время прибавляется, и за месяц вы придёте к среднему хронометражу.

    Упражнения для занятий в бассейне идентичны тем, которые применяются при тренировках в ванной.

    Это интересно. Плавание можно совместить с закаливанием. Для этого некоторые родители обливают карапузов холодной водой после занятия, но мало кому из подопечных эта процедура приносит удовольствие. Поэтому врачи рекомендуют просто дать тельцу обсохнуть, не вытирая его, – это также эффективный приём закаливания.

    Комплекс упражнений с грудным ребёнком в бассейне - видео

    Преимущества уроков плавания дома и в бассейне - таблица

    В ванной В бассейне
    Комфорт для ребёнка Новорождённый ребёнок ещё только привыкает к новой обстановке, поэтому детям до месяца рекомендуется заниматься в специальной детской ванночке с мамой рядом. Так ребёнок будет чувствовать присутствие мамы рядом, а небольшое пространство не вызовет страх. Очень часто новорождённые дети пугаются большой воды, посторонних звуков, шума. Ведь в бассейне занимаются не только они, но и другие дети. Именно поэтому рекомендуется приводить в бассейн детей в возрасте двух-трёх месяцев.
    Занятия с тренером Начинать упражнения по раннему плаванию врачи рекомендуют только в присутствии специалиста. Когда мама немного освоится, можно заниматься самостоятельно. Но часто на дом вызвать тренера проблематично и дорого. В бассейне можно подобрать индивидуальный график, выбрать понравившегося инструктора и быть полностью уверенным, что занятия пройдут правильно и с пользой.
    Безопасность Очень часто мамы, которые пытаются заниматься грудничковым плаванием самостоятельно, не знают принципов и методики занятий. Вода может попасть в лёгкие младенцу, а это опасно для жизни. В бассейне занятия проходят только под контролем опытных специалистов, поэтому ребёнок и мама находятся в полной безопасности.
    Упражнения в группах Очень часто малыши не хотят плавать самостоятельно: им страшно, неинтересно и т. д. Дома нет возможности проводить упражнения с несколькими детьми. В группе ребёнок обращает внимание на своих сверстников. Когда малыш видит, что другие плавают с удовольствием, ему не так страшно попробовать самому новые задания и упражнения.
    Условия В этом плане домашняя ванночка выходит на первое место. Мама может подготовить кипячёную воду без хлора, хорошо вымыть ванночку или большую ванну, и может быть уверена, что никакие инфекции не страшны её малышу. Часто хлор, которым обеззараживают воду, становится причиной появления аллергических реакций, проблем с органами дыхания и пищеварением, при проглатывании воды из бассейна. Есть риск подхватить какую-то инфекцию.

    Мнения педиатров

    Медики в большинстве своём настроены очень положительно относительно грудничкового плавания. Правда, многие из них советуют всё же заниматься дома, чтобы уменьшить риск попадания вредных микроорганизмов в пищеварительный тракт малыша, а также на его кожу . Евгений Олегович Комаровский, как его коллеги, настаивает на том, что плавание полезно только тогда, когда оно проводится с соблюдением всех мер предосторожности, и малыш в хорошем расположении духа. Кроме того, педиатры часто делают акцент на том, что купание в прохладной воде способствует крепкому сну младенца, а также является важной ступенью процесса закаливания.

    Доктор Комаровский о плавании для грудничков - видео

    Какие помогает решить плавание, почему общий бассейн для младенца лучше домашней ванны, и что оказывается самым сложным для родителей, которые решили сделать плавание частью жизни своего грудничка, рассказывает т ренер по грудничковому плаванию, преподаватель Академии Фитнеса-Украина Ольга Шведова.

    — это еще не плавание в полном смысле слова. Сознательно держаться на воде, дышать и удерживать голову ребенок начнет несколько позже, и навыки, полученные в грудничковом бассейне, ему в этом обязательно пригодятся.

    Но в возрасте до года задача крохи — прокачать свои адаптационные механизмы, укрепить иммунитет и здоровье. А попутно решить массу проблем, которые обычно осложняют жизнь грудным малышам и их родителям.

    Грудничковое плавание — это, прежде всего, оздоровление ребенка, укрепление его иммунитета.

    Грудничок двигается в воде — и вода массирует его кожу, мышцы, внутренние органы. Он ныряет — и это улучшает кровообращение головного мозга, заставляет его активнее развиваться. Значит, этот малыш быстрее начнет сидеть, говорить, ходить, и тд.

    Грудным малышам психологически очень комфортно в водной среде. Чересчур спокойных деток с низким тонусом вода взбадривает и тонизирует, перевозбужденных - успокаивает. У детей нормализуется сон, аппетит, режим дня.

    Плавание — это полноценный водный массаж, настолько эффективный, что никаких дополнительных массажных процедур уже не нужно. Если, конечно, малышу по медицинским показаниям не прописаны какие-то специальные массажи.

    Дети, которые плавают с рождения, более уравновешены и спокойны, у них хороший аппетит, они хорошо спят, и вообще без проблем соблюдают режим дня. Они намного легче переносят болезни, потому что их иммунитет более устойчив.

    Я вижу эту разницу даже по собственным детям. Моя двухлетняя дочка, которая начала плавать, едва у нее зажила пуповина, очень сильно отличается от старшего сына, который не плавал. Она практически не болеет, а если что и подхватит — справляется с вирусом за пару дней.

    А при некоторых состояниях грудничка плавание может стать настоящим спасением.

    Кривошея

    Это состояние, когда головка у ребенка повернута на одну сторону. Специальные упражнения в воде укрепляют воротниковую зону, и шея выравнивается.

    ДЦП

    При из-за нарушений в какой-то части головного мозга ребенку очень трудно двигать какой-то частью тела. А что не двигается, то не развивается и атрофируется. Вода держит малыша, словно в состоянии невесомости, ему гораздо легче двигаться, и это очень помогает сохранить активность и развить подвижность парализованной части тела.

    Проблемы со стулом

    Плавание решает за счет активизации работы кишечника. Когда ребенок горизонтально пребывает в воде, и двигается в ней, вода массирует животик, улучшается и кровообращение, и работа внутренних органов.

    Недоношенные дети

    Особенно важно пребывание в воде для , при недоборе веса. В бассейне такие малыши намного активнее развиваются: вода не ограничивает движений, ручки-ножки быстрее двигаются, и ребенок быстрее догоняет сверстников в развитии.

    Грудничковое плавание — это, конечно, не вполне плавание. Но обычным купанием в домашней ванне его точно не заменить.

    Тренировки должны быть регулярными, с постепенным увеличением нагрузки для малыша. Поколыхать его в водичке туда-сюда — это тоже хорошо: массаж, воздействие температуры, и тд. Но этого мало. Нужны специальные проводки, проныривания, которые заставляют работать мышцы, суставы, легкие малыша.

    В глазах мамы такое обращение с ее крохой может выглядеть почти как экстремизм. И выполнить это сама в домашней ванне она может и не решиться — побоится сделать что-то не так.

    Конечно, если мама понимает, что к чему, она может разучить упражнения, которые годятся для ванны, и заниматься со своим малышом дома. Но дети быстро развиваются. Уже в полтора-два месяца заниматься в ванной становится трудно. Ребенок активничает, колотит по воде ручками-ножками, ванна мокрая, мама мокрая. Пора идти в бассейн к тренеру.

    В бассейне больше пространства для активных движений, больше свободы. С тренером ребенок привыкает к некоей строгости, настраивается, что сейчас он будет работать. Поэтому и результаты заметно лучше, чем в ванне.

    Если вы серьезно настроены заниматься с грудничком плаванием, с бассейном лучше не затягивать. В 3-4 месяца у малышей угасает инстинкт самосохранения, когда они задерживают дыхание, погружаясь в воду. Задача тренера — перевести безусловный рефлекс в условный.

    Если начать целенаправленные тренировки до трех месяцев, малыш даже не заметит, как это произошло. Если же дать безусловному рефлексу угаснуть, и начать плавание после 5-6 мес, научить ребенка задерживать дыхание будет достаточно тяжело.

    Грудничковое плавание — это работа, прежде всего, для родителей. В занятиях с младенцем крайне важна регулярность и система. А у взрослых всегда появляются какие-то оправдывающие обстоятельства: ребенок без настроения, у ребенка сопельки, погода не очень, и тд.

    Родителю, который будет этим заниматься, нужно упереться: мы ходим, значит, мы ходим. Ребенок может быть без настроения, или плохо поспать — мы тренировку сократим, или, наоборот, увеличим. Но она должна состояться в любом случае.

    Если прерывать процесс, это будет только мучение с двух сторон. Детки, особенно те, что постарше, очень быстро все забывают, отвыкают. Вместо того, чтобы тренироваться по нарастающей, приходится после каждого перерыва откатываться к старту и привыкать заново.

    Еще одна вещь, которую нужно принять родителям: грудничковое плавание, это в первую очередь, закаливание. Поэтому нельзя прийти, позаниматься, а потом натянуть на ребенка кучу носочков и шапочек, чтобы он упрел по дороге домой.

    Бассейн для грудничка должен быть продолжением образа жизни, который транслируют родители. Тут правильное питание, и гуляние, и сон, и босиком по полу в любое время года. Тогда будет результат.

    В бассейн приходят разные родители. Есть решительно настроенные, те, кто сами закаляются, плавают. А есть те, кто колеблется, кого сбивают с толку какие-то старые установки. И тут больше идет работа не с ребенком, а с родителем.

    Главный страх мам, а особенно, бабушек - вода в ушах. Отитов боятся многие. И тут нужно смотреть, на чем основан страх. Есть это на уровне слухов: «я слышала, что от воды будет отит» — то эти страхи отсекаем на корню. с водой в ушах не связаны.

    Если есть реальная склонность к отитам, эту проблему нужно решать. Можно надеть шапку и никогда в жизни не плавать. Но это плохой вариант. А можно укрепить организм поднять иммунитет и избавиться от отитов раз и навсегда.

    Родителей пугает : вот, мы поплавали, и нас посыпало. Разбираемся: это реакция на воду, или же что-то новое добавили в еде, в одежде, в порошке. На время отставляем плавание, и, когда кожа очистится, пробуем снова.

    Крайне редко бывает реакция на воду, или хлор в воде. Тогда, конечно, занятия надо прекратить, или менять бассейн. Но в моей практике причиной сыпи в результате всегда оказывалась новая еда или непривычный стиральный порошок.

    Еще боятся простуд: если сопли, то плавать не идем. Тяжело бывает убедить, что если забит нос, наоборот начитает дышать после активных движений в воде. И простуда после тренировки быстрее проходит.

    Это подтверждает практика многих сознательных родителей, которые приводят деток и с соплями, и с кашлем. И дети выздоравливают за 2-3 дня, там, где остальные проболеют все десять.

    Иногда родители переживают, что ребеночек захлебнется, что что-то пойдет не так. Но через несколько занятий, когда они видят результат, эти страхи проходят.

    Вообще, лучше маме заранее морально настроить себя на плавание, потому что ребенок тонко чувствует мамино эмоциональное состояние, даже если она не рядом, а в соседней комнате сидит. Если мама переживает, то и ребенок напряжен, и ему сложнее сосредоточиться на тренировке. Поэтому лучше маме настроиться на хорошее, и идти отдыхать, пока малыш плавает.

    Специальные детские грудничковые бассейны есть при медучреждениях и детских поликлиниках. Но «специальность» этих бассейнов не означает, что в них особо очищенная вода, без хлора и тд.

    Грудничку не нужна какая-то сверхочищенная вода. Детский организм очень быстро приспосабливается к любым факторам окружающей среды. Если ребенок с грудного возраста плавает в обычном бассейне, мочит уши и тд, он не будет бояться этих факторов, когда подрастет, и адаптивные механизмы ослабнут.

    Даже дома, когда мы готовим ванну для ребенка, мы ее моем обычным мылом или содой, безо всяких дезинфицирующих средств. Никаких ромашек или череды - обычная вода из-под крана, некипяченая.

    У моей дочки не было даже маленькой ванночки. Мы дождались, когда заживет пуповина, и сразу начали купаться в обычной большой ванне, а в три недели уже пошли в бассейн.

    Родительские сомнения насчет чистоты воды в бассейне можно понять. Но могу сказать за себя: моя дочка, когда плавает, выходит из бассейна с животом как барабан. Она, кроме того, что плавает, еще и нахлебывается этой воды. Но на здоровье это никак не отражается. А раз так - то нечего и переживать. У детей внутренняя среда легко адаптируется к этой воде, и все, нет никаких проблем.

    Конечно, прекрасно, когда это конкретно детский бассейн, и в нем больше никто кроме деток не плавает. Но у нас, например, есть много групповых занятий, когда дети плавают с родителями. Если в общий бассейн люди приходят, приняв душ, и соблюдая все нормы гигиены, то почему и не плавать вместе?

    Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием "Плавать раньше, чем ходить". Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно "что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.

    Когда и как начинать занятия с малышом.

    Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.

    Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

    Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.

    Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

    Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие. Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом - 36, на четырнадцатом - 35.5, на двадцатом - 35, на двадцать четвертом - 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна - 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.

    Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около 35.5 - 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.

    Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.

    Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде - летний костюмчик, туфли, носки, шапочка - спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

    Вначале мы изучали методику Фирсова, потом - опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.

    Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.

    Погружение начинается с ножек в вертикальном положении.

    При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии - не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.

    Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.

    Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.

    Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине - основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.

    Следующее упражнение - отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.

    Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.

    Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе - значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.

    Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе" ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.

    Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание - продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости - ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник - занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.

    Ныряние - необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.

    Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: "Внимание, ныряем" или "Раз, два, три, ныряем!" И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

    На команду: "Внимание, ныряем" Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На "Внимание, ныряем" Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.

    Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.

    При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: "Что же это было?" Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.

    Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне - это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.

    В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.

    В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор "Русалочка". Основной компонент - "корона русалочки". Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.

    С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.

    Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.

    Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без "русалочки" лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает "русалочка", из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова

    Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.

    Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться "ожерельем русалочки", оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию - это "подвески русалочки". Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.

    Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.

    Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете: "Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так". При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.

    В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность. Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн - 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.

    Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное - Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.

    Особенности закаливания недоношенных детей

    Закаливание недоношенных детей должно проводиться в том же объеме, что и детей, рожденных в срок. Однако увеличение нагрузки должно быть более постепенным.

    Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует обнажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой. Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой. Лишь когда ребенок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с процедурой закаливания воздухом.

    Систематическое принятие ребенком воздушных ванн рекомендуется начинать с 1,5—3-месячного возраста (в зависимости от степени недоношенности, массы тела при рождении и времени года). Ребенка оставляют обнаженным на 1—3 мин 3—4 раза в день. При занятиях гимнастикой длительность воздушной ванны увеличивается до 10—15 мин, но при этом гимнастика и массаж предупреждают охлаждение тела ребенка. Регулярно проводимые воздушные ванны тренируют организм, приучают его приспосабливаться к внезапным понижениям температуры окружающего воздуха путем изменения кровообращения в коже и во внутренних органах. С целью закаливания недоношенных детей, помимо воздуха, используют и другие природные факторы — воду и солнце.

    Купать недоношенных детей, так же как и доношенных, начинают с момента заживления пупочной ранки. Температура воды при купании может колебаться в пределах 36—37 °С. Купать недоношенных детей рекомендуется каждый день.

    В настоящее время плавание детей грудного возраста как одна из форм лечебной физкультуры очень популярно. Эта тренирующая процедура одновременно является и закаливающей. Двигательная активность ребенка в воде усиливается, развиваются и укрепляются мышцы, связки, суставы, совершенствуется деятельность органов кровообращения, дыхания, нервной системы. Тренировка терморегуляционных механизмов оказывает закаливающее действие на организм, повышает его защитные силы, что особенно важно для ребенка, рожденного преждевременно.

    Обучать недоношенного ребенка плаванию в домашних условиях (в ванной) лучше при достижении им 2—3-месячного возраста, при массе тела не менее 3000—3500 г и при условии удовлетворительного состояния здоровья. Практически здоровым недоношенным детям занятия плаванием можно начинать и раньше. Эти процедуры с детьми, рожденными преждевременно, можно проводить только по рекомендации участкового педиатра и с его разрешения, после тщательного инструктажа родителей в поликлинике у врача и инструктора по лечебной физкультуре (медицинской сестры в бассейне) и под контролем состояния ребенка у этих специалистов в поликлинике. Организму ребенка, рожденного раньше срока, особенно вредны перегрузки и переохлаждения. Следует внимательно следить за тем, как ребенок переносит пребывание в воде.

    При первых признаках усталости (вялость движений, плаксивость), переохлаждения (озноб, гусиная кожа, синеватый оттенок кожи, губ) необходимо занятие прервать. Дальнейшие занятия можно возобновить только после осмотра ребенка врачом и по его совету и при более щадящих условиях.

    Целесообразную для данного состояния ребенка методику плавания по указанию врача составляют специалисты по лечебной физкультуре.

    Солнечные ванны для недоношенных детей первого года жизни не рекомендуются, а световоздушные ванны очень полезны. Летом ребенок должен бывать на воздухе в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и ветра, например под развесистым деревом, в его кружевной тени, или в затененном месте вблизи солнечной площадки. При этом на облегченно одетого ребенка оказывают влияние рассеянные солнечные лучи, температура воздуха, его влажность, скорость движения воздуха.

    Помимо этих специальных закаливающих процедур, не менее важны другие регулярно проводимые элементы закаливания, которые должны стать обязательными в физическом воспитании детей. Так, совершенно необходимо для правильного развития ребенка частое проветривание комнаты в любое время года. Очень полезны сон на воздухе и прогулки. Продолжительность первых прогулок с ребенком, родившимся преждевременно и достигшим возраста 2 мес, имеющим массу тела 2800—3000 г, составляет 10—15 мин. Для прогулки ребенка надо одевать так, чтобы он не был ни перегрет, ни охлажден. Температура тела его должна быть нормальной.

    Можно определить примерную температуру тела по носу ребенка: у правильно одетого ребенка нос теплый, если он холодный или горячий, то следует идти домой и переодеть ребенка. Ориентиром может быть и температура открытых рук.

    Продолжительность прогулки увеличивают постепенно до 1,5— 2 ч при условии, что ребенок одет правильно. При хорошей погоде нужно гулять 2—3 раза в день. Зимой с недоношенными детьми можно гулять при температуре воздуха до -10...-12 °С.

    В любое время года очень полезен сон в помещении с открытыми окнами. Во время сна на воздухе необходимо контролировать состояние ребенка, обращая внимание на глубину сна, равномерность дыхания, цвет лица. В хорошую погоду желательно, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе.

    Таким образом, чем раньше (на первом году жизни ребенка) вы начнете проводить закаливающие процедуры, делать это систематически и постепенно увеличивая продолжительность занятий, тем закалённее будет ваш малыш, тем раньше будет повышена его устойчивость к колебаниям температуры окружающей среды и тем меньше он будет подвержен простудным заболеваниям. Однако помните, что перенапряжение адаптационных механизмов ((синоним — приспособительная реакция) — приспособление организма (всех функциональных систем, органов и тканей) к изменяющимся условиям жизни, так, чтобы сохранялось относительное постоянство внутренней среды организма. В нашей статье имеется в виду приспособление ребенка к новым социальным условиям (переход из семьи в детский сад, школу, поездка в санаторий и т. п.)) детского организма, в том числе и терморегуляционных, нежелательно. Поэтому очень важен индивидуальный подход к ребенку, знание возможностей его организма. Совершенствовать эти возможности, еще раз подчеркиваем, следует постепенно и методически правильно.

    Не кутайте ребенка, одевайте его соответственно погоде и индивидуальным свойствам организма. При теплой и жаркой погоде одежда должна быть легкой, предпочтительно из хлопка или льна. В прохладную погоду одежда также должна соответствовать температурным и иным погодным условиям.