Формирование самооценки у ребенка. Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Природа возникновения низкой самооценки у детей, будущие проблемы адаптации в их обществе. Методы коррекции и изменение поведения родителей.

Малыш как губка впитывает поведение и язык, который слышит изо дня в день. Его подсознание является плодородной почвой, на которой прорастают зерна слов родителей.

Хотя последние часто об этом забывают или вообще не задумываются. А зря — самооценку ребенку вернуть до адекватного уровня потом трудно. И если этого не сделать, его жизнь может стать полной испытаний, неудовлетворенности и претензий к окружающим.

Почему занижена самооценка у ребенка? Что делать?

Вы слышали, как общаются мамы или бабушки с малышами на детских площадках, в магазинах или в поликлиниках? Чаще всего они ругают, вешают ярлыки, обсуждают с другими взрослыми, обесценивают маленькие успехи, сравнивают с другими детьми свое чадо и его поведение.

А это самое яркий и запоминающийся опыт для подсознания крохи. Так он растет с программами «я плохой», «у меня руки кривые», «я не достоин любви и признания», «мне нужно притворяться, чтобы угодить близким людям» и т.д.

Выход — начать взрослым воспитание с самих себя, учиться слышать свой голос разума, укреплять осознанность во всех действиях и словах. Рецепт звучит просто, но на практике для его реализации нужно попотеть.

Вспомните, что ваш ребенок самый любимый и неповторимый. Он приходит в этот мир на какое-то время по милости Всевышнего. То есть нам его дают как-бы в гости.

А как вы ведете себя с чужими детками, пришедшими к вам ненадолго? Точно стараетесь угодить, внимательны к их словам и поведению, боитесь обидеть или произнести колкое словечко.

Симптомы комплекса неполноценности у мужчин

Несколько советов по улучшению самооценки у детей:

  • любите, верьте, поддерживайте, успокаивайте и разговаривайте с ними
  • выстраивайте дружеские отношения, будьте в курсе их жизни и переживаний
  • помогайте адаптироваться в обществе на примерах из своей жизни
  • развивайте у них чувство юмора, физические, интеллектуальные, творческие способности
  • планируйте досуг так, чтобы всем было интересно
  • забудьте о крике как способе общения
  • уважайте и принимайте ребенка таким, какой он есть, без попытки перекроить под свои ожидания
  • просите прощения, если обидели его незаслуженно
  • показывайте пример образа жизни, который хотели бы видеть у ребенка в будущем

И самое главное — ответьте себе честно, есть ли у вас проблемы с самооценкой. Может стоит начать с себя, проработать все травмы и ограничивающими убеждениями, а потом с новыми силами помочь ребенку?

В постсоветском «продвинутом» обществе, активно перенимающем западные «прогрессивные» ценности и даже воспитательные методики, понятие «самооценки» стало модным . Оно ассоцируется у молодых родителей с обеспеченным будущим малыша: непременным , карьерными успехами и окружающих. .. Считается, что человек с «высокой» самооценкой, пусть даже он и , не слишком и не очень умен, но, «зная себе цену» и обладая «харизмой» (невероятно трендовое слово!), сможет с легкостью добиться всего.

В погоде за повышением самооценки у детей мамы и папы забывают о важности адекватности этой САМО-оценки. О внутренней гармонии в личности ребенка. Завышать самомнение насильно и безосновательно ни в коем случае нельзя! Это грозит многими проблемами в дальнейшем.

Принимая во внимание все вышесказанное, предлагаем родителям ТОП-5 рекомендаций для ребенка с низкой самооценкой:

  1. почаще свое чадо. Отмечайте его заслуги , пусть маленькие: самостоятельно , вовремя сделал уроки, был весь день вежлив, и т. п. Напоминайте малышу (тем более — подростку) и о его примечательной внешности («красота» напрямую связана в детстве с самооценкой и с количеством друзей ): ласково расскажите о том, какие мягкие волосики, какие тонкие/крепки пальчики, какие блестящие глазки, ровные зубки у него. Побольше обнимайте!
  2. для развития самооценки детей дошкольного возраста очень вредны межличностные сравнения. Никогда не сравнивайте своего ребенка с его одногруппниками, приятелями с прогулок, соседями, даже с родным братом/сестрой . В воспитательных целях уместны лишь сравнения с ним самим, например, вчерашним. «Вчера ты долго баловался и шумел, а сегодня быстро», «Вчера ты только раскидывал вещи, а сегодня и помог папе» и т. п;
  3. поменьше ребенка ругайте, и сократите количество необязательных . Ограничивая рамки , вы тем самым готовите почву для заниженной самооценки у ребенка. Особенности самооценки у детей состоят в том, что «оценивание» собственной личности нестабильно и зависит от малейших колебаний родительского настроения , отношения, и проявлений любви. Мама пришла с работы усталая, отругала за беспорядок - значит, «я плохой», «ничего не стою». Кроме того, отношения между родителями дети проецируют на себя. ? «Я виноват!» ? «Из-за меня!» Чем ровнее и доброжелательнее будут отношения в семье, тем выше - самооценка у малыша (да и у ребенка постарше - тоже);
  4. занятия спортом (профессиональные, в секциях, и на теннисных кортах, и даже любительские: подвижные игры на улице, семейный бег, утренняя зарядка, йога и т. п.) повышают ребенку самооценку и заодно приносят пользу здоровью. Постепенно приучаясь владеть собственным телом, ощущая силу мышц, выносливость, ловкость и гибкость, человечек переносит уверенность в себе из области «телесного» в область духовную . Развивается воля к победе, стремление к самосовершенствованию, доверие к себе и к окружающему миру.
  5. Ну а 5-я, самая главная, рекомендация: как поднять ребенку самооценку проста и банальна: любите его искренне, не бойтесь избаловать и принимайте таким, какой он есть сейчас . Неидеальный, как и все мы, как и вы сами. Но только ваш, единственный на всей планете!

Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни. И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

Начальный этап становления самооценки

Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

  • Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
  • Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
  • Природные и приобретенные способности.

Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте – это очень хрупкое внутреннее качество. На самооценку детей влияют очень многие внешние факторы, поэтому она может меняться буквально в течение нескольких дней. Именно поэтому развитие самооценки в младшем школьном возрасте требует адекватного влияния родителей, которые должны отслеживать общение школьника с другими людьми из окружающего мира. Но с другой стороны, в связи с тем, что самооценка школьника отличается гибкостью, то на нее можно своевременно и правильно влиять.

Диагностика

Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

  • Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
  • Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
  • Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.

Диагностика самооценки младших школьников и подростков позволяет своевременно заметить отклонения в формировании внутренних качеств и провести необходимую корректировку.

Способы коррекции

Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
  • Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
  • В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
  • Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
  • Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.

Нужно стремиться, как можно больше общаться, чтобы развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте и школьном возрасте у ребенка происходило гармонично. Из общения с близкими людьми дети очень быстро делают нужные для себя выводы, на основании которых формируется правильная оценка себя.

Причины и опасность пониженной самооценки

Если вы поняли, что у вашего ребенка в младшем школьном возрасте пониженная самооценка, то нужно срочно принимать меры. Это связано с тем, что дети, неуверенные в себе, всегда становятся объектами насмешек и издевательств у сверстников.

Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество. Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей. Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

  • С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
  • С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.

Повысить самооценку

Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей. Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения. И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

  • Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
  • Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
  • Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
  • Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.

Особенности мнения о себе подростков

Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов. Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

Очень важно в подростковом возрасте развивать ответственность. Это позволит стабилизировать чувство собственного достоинства у ребенка. Подросток должен научиться четко понимать, что нет необходимости нравиться всем. Таким способом можно постепенно выработать привычку чувствовать людей, а, значит, разбираться в них.

Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.


Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .

Ребенок, который уверен в себе, многого достигает в жизни. Очень важно привить ребенку некоторые качества, которые помогут ему выжить в этом сложном мире, где конкуренция на рынке специалистов очень высока. Важно не заставить ребенка выучить то или иное правило, нужно его объяснить, чтобы малыш понял суть. Важно не зубрить то, что задают в школе, а учиться самостоятельно искать информацию, отвечать на возникшие вопросы, нужно научить ребенка самообразованию. Но главнее всего привить малышу чувство уважения к себе, веру в свои силы, понятие, что малыш может сделать что-то лучше всех.

Существует два вида воспитания и родители, как правило, редко ищут золотую середину. Если вы будете постоянно ребенка одергивать, говорить, что у него ничего не получится, выполнять за него всю работу, то малыш рано или поздно поверит в ваши слова. Он поймет, что у него действительно ничего не получится, особенно если это не удалось с первого раза. А если мама терпеливо предлагает ребенку повторить попытку в чем-то важном, ребенок вырастет, и во взрослой жизни его не будут пугать неудачи, он будет стремиться к цели снова и снова. В этой статье поговорим о самооценке — каким образом она закладывается, как вовремя распознать низкую самооценку ребенка и что с этим делать.

Почему у ребенка низкая самооценка

Самооценка очень важна в жизни человека, и не только на его профессиональном поприще. Ребенок, который долюблен своими родителями, будет адекватно оценивать свою внешность, ценить свое здоровье, достоинство и честь. Такая девочка в будущем никогда не позволит себя ударить в семье, мальчик не допустит унижения. Взращивая в ребенке высокую самооценку, вы помогаете выбирать в жизни только лучшее, начиная от профессии, заканчивая статусом жизни. Вы учите малыша не довольствоваться малым, достигать большего. Но в некоторых случаях мы сами, собственными руками и словами снижаем самооценку ребенка ниже плинтуса. Вот несколько типичных ошибок родителей, которые делают малыша неуверенным в себе и своих силах.

  1. «Ты не сможешь!». Совсем неправильно, если мама пытается всегда все сделать за ребенка. Если она открывает ему сок, боясь, что малыш прольется, делает за него домашнее задание, опасаясь за правильность его выполнения, подавляет все стремления самостоятельности. Нужно понять, что ребенок растет, и мама не всегда сможет быть рядом. Придет момент, когда малышу придется двигаться вперед самому. И для этого он должен иметь опыт – открывания сока, выполнения домашних заданий, выбора профессии и т.д.
  2. «А Петя лучше!». Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – соседом, одноклассником или старшим братом. Все дети индивидуальные, кто-то преуспевает в физическом развитии, кто-то успешен в учебе, ну а кто-то просто хорошо рисует. Когда вы говорите – «А вот Маша за контрольную по математике пятерку получила, а ты, как обычно, тройку принес», вы унижаете ребенка. Да, тройка за контрольную работу неприятна, но ведь это не конец света. Может быть, ваш сын или дочь станет великим художником, зачем вообще эта математика нужна? Ваша задача не достичь высоких отметок, а помочь малышу выбрать направление в жизни, подтолкнуть его при необходимости, дать ему возможность выбора. И в этом родительском предназначении нет никакого сравнения с другими детьми.
  3. «Ты ужасный ребенок!». Еще одна частая и распространенная ошибка – это порицание не поступка, а личности. Вы знаете, как израильские мамы относятся к своим детям? Они говорят своим чадам, что они самые умные, красивые и успешные. Они не говорят ребенку «Ты плохой», они говорят «Как ты, такой хороший, мог совершить такой плохой поступок?». Может быть, поэтому среди евреев очень много успешных врачей, адвокатов, предпринимателей?
  4. «Сиди и не высовывайся – будь как все!». Самооценка у ребенка может падать, если малышу рекомендуют модель поведения, которая была передана нам от родителей, бабушек и дедушек. Можно сказать, что это пережиток советских времен, когда все были едины, и выделяться из толпы было ошибкой. Сегодня время сильных, инициативных и амбициозных. Не пресекайте на корню желания и стремления вашего ребенка. Если мальчику нравится танцевать бальные танцы, не противьтесь его природе, возможно, он станет чемпионом в этом виде спорта? Верьте в своего ребенка, поощряйте его активность в общественной и личной жизни.
  5. Равнодушие. Как часто малыш что-то пытается сделать сам, а мама в суете рабочих будней не замечает нарисованного портрета или говорит мимолетное «Молодец». Вы должны ценить старания ребенка, проявлять к его таланту интерес, поддерживать малыша. Ведь вы – его главный зритель и слушатель. Если мама остается равнодушной, стремления ребенка быстро угасают.
  6. Придирки к внешности. Бывает так, что самооценка у ребенка может рухнуть в один момент, если вы пройдетесь по внешности ребенка. Ведь родители – главные люди в жизни ребенка, их слова воспринимаются беспрекословной правдой. Не говорите дочке – «Ты потолстела, тебе надо меньше есть», а скажите «Я купила два абонемента в спортзал, давай ходить вместе?». Замечания родителей по поводу внешности нередко перерастают в серьезные комплексы, которые переходят во взрослую жизнь.
  7. Излишняя строгость. Если ребенка наказывают по любому поводу из-за малейшей ошибки и оплошности, чадо лишний раз просто побоится сделать лишний шаг, чтобы не допустить очередную ошибку. Из таких детей вырастают неуверенные в себе взрослые.

Некоторые родители, не реализовав себя в прошлом, пытаются «отыграться» на детях. Мама, так и не став уверенной бизнесвумен, старается вырастить такого человека из дочери, активно отдавая ее на уроки экономики и бизнес-планирования. Важно понимать, что ребенок – это не Вы, у него совсем другие таланты и предпочтения. И дочка получает гораздо больше удовольствия от танцев в балете. В конечном итоге, не позволив своему чаду заняться любимым делом, вы можете добиться плачевного результата. Девочка не сможет заниматься бизнесом, потому что не любит предпринимательство и ничего в нем не смыслит. И мечта танцевать на сцене Большого так и останется мечтой, потому что мама вовремя не придала значение желаниям девочки и не отдала ребенка учиться в этом направлении. В итоге – неустроенный человек с поломанными крыльями. Понятно, что родители не желают ребенку зла, однако старайтесь в своих амбициях все-таки прислушаться к желаниям маленького человека.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.

Хвалите ребенка! Но не за красивую фигуру или модный портфель, а за поступки. Получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу, помог другу, заступился за сестренку – все это достойно вашего внимания.

  1. Делитесь мыслями. Чтобы малыш почувствовал себя значимым и взрослым, нужно советоваться с ним – о маршруте поездки, о подарках, которые вы повезете бабушке и т.д. Спросите у ребенка мнения в том или ином вопросе. И пусть ответ очевиден, дайте чаду самому принять решение. Ну и, конечно, следуйте этому решению, иначе значимость детского мнения будет потеряна.
  2. Просите о помощи. Перестаньте говорить себе, что малыш еще мал и ничего не умеет. Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 – приготовить что-то простое на ужин. Просто доверьтесь и поймите, что ребенок растет, он уже многое умеет, дайте малышу продемонстрировать свои способности.
  3. Отдайте на спорт. Многие мамы мальчиков жалуются на то, что их сын не может постоять за себя. Не стоит растить из ребенка агрессора, но вот учить дать отпор все-таки стоит. Для этого отдайте ребенка на любой вид спорта, лучше в единоборства. У малыша повысится самооценка, он поймет, что может многое. Однако в этом случае нужно четко объяснить ребенку, что в обычной жизни не стоит демонстрировать свою силу и, тем более, бить первым.
  4. Переживайте неудачи вместе. Многие дети очень болезненно воспринимают проигрыши и неудачи. Важно объяснить ребенку, что без них невозможно побед. Что любое достижение складывается из множества попыток и расколов. Этим вы учите ребенка быть уверенным в своих силах, достигать цели, даже если предыдущие попытки были неудачными.
  5. Внушайте ребенку, что он умный и талантливый. Отправляя чадо в школу, говорите ему, что у него все получится, он получит за диктант пятерку и обязательно сдаст все нормативы по физкультуре. Дети на ментальном уровне улавливают установки, данные родителями. И если вы говорите «Ты такой же неудачник, как твой отец» и «у тебя ничего не получится», не удивляйтесь, что произойдет именно так, как вы сказали.
  6. Верьте в ребенка. Дети очень тонко чувствуют правду и ложь. Верьте в своего ребенка на соревнованиях, даже если вам кажется, что он слабее остальных. Скажите малышу, что сила – не главный его козырь, но у него есть ловкость и выносливость, это обязательно принесет победу. Искренне верьте в своего ребенка, и он сможет поверить в себя сам.
  7. Помогайте с умом. Не нужно подсказывать ребенку правильное решение задачи, как и оставлять его наедине со всеми заданиями. Важно найти золотую середину и придерживаться правила – помогать, только если ребенок просит. Дайте сыну возможность самостоятельно решить задачу по физике или какую-то проблему в жизни. Вмешивайтесь только в том случае, если вас об этом попросили.
  8. Поговорите о внешности. Во многих случаях самооценка ребенка страдает из-за недостатков во внешности. Нередко это перерастает в серьезный комплекс, который переходит во взрослую жизнь. Поговорите с ребенком по душам – что его беспокоит, возможно, его даже дразнят сверстники за какой-то недостаток. Помогите своему ребенку исправить ситуацию, если это возможно. Кривые зубы можно выровнять, поставив брекеты, торчащие ушки у девочки можно спрятать за длинными прическами, очки заменить контактными линзами, а лишний вес исправить правильным питанием и занятиями спортом. Если же малыша беспокоит то, что исправить нельзя, помогите его полюбить себя в любом виде. Убедите мальчика, что низкий рост – не проблема, все обаятельные голливудские актеры имеют рост ниже среднего. Скажите девочке-подростку, что маленькая грудь – это не самая большая трагедия в жизни, наоборот, фигура с маленькой грудью смотрится аккуратно и точено. К тому же, она не обвиснет к старости! Ищите положительные качества, убеждайте ребенка в том, что он действительно красив, даже с некоторыми своими особенностями.

Эти простые советы помогут вам вырастить уверенного в себе и своих силах ребенка.

Хвалите, но не переборщите!

В погоне за сильным и волевым характером ребенка можно по ошибке вырастить самовлюбленного нарцисса, который считает, что он лучше всех. Не переборщите и не допустите этого. Несмотря на то, что вы хвалите ребенка за его поступки, нужно ставить его на одну ступень с другими детьми. Если ребенок находится в коллективе, не стоит выделять его и разрешать то, что запрещено другим деткам. Можно делать ребенку комплименты, но похвала за внешность не должна быть слишком частой. Ребенок должен четко знать границы дозволенного – что допустимо, а за что могут и наказать.

Ребенок должен понимать, что он – не центр вселенной и даже не глава семьи. Он ребенок, а значит, должен прислушиваться к мнению взрослых. В идеале, малыш не должен воспитываться в семье один, иначе признаки эгоизма выкорчевать из сложившейся личности будет довольно сложно. Научите ребенка уважать других людей и их потребности. Объясните дочери или сыну, что к людям нужно относиться так, как бы он хотел, чтобы относились к нему.

Самооценка ребенка закладывается в семье. И от этого зависит будущая жизнь человека, в которой он будет сталкиваться с большим количеством людей и ситуаций. В наших силах подготовить чадо к внешнему миру, убедить его в своей значимости и ценности. Большинство успешных людей достигли высот только потому, что они не знали, что это невозможно. Любите своего ребенка, прислушивайтесь к нему, подарите ему крылья и дайте возможность быть самостоятельным. И тогда он засияет всеми гранями, как большой сверкающий бриллиант!

Видео: как повысить самооценку ребенка