Кто такой подросток определение по обществознанию. Подготовка к ГИА по обществознанию (Краткая теория)

МБОУ Зональная средняя общеобразовательная школа

Школьная НПК. Секция «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Особенности подросткового возраста

Выполнила: Гавриленко Виктория Владимировна, учащаяся 8 класса Научный руководитель: Колмаков А. И., учитель истории и обществознания

с. Зональное


План исследования:

1. Актуальность проблемы. 2. Понятие подросткового возраста 3. Подходы к проблеме. 1) рост и развитие подростка в переходном возрасте; 2) актуальность подросткового возраста; 3) развитие мышления в переходном возрасте; 4) подростковый интеллект; 5) подростковый комплекс; 6) смена настроения 4. Реальные события 5. Кто виноват и что делать?


Актуальность проблемы

  • Во все времена актуально противоречие "отцов и детей", проблема стабильности сложившегося стиля поведения в обществе, традиций и нового, приходящего с молодёжью.
  • Проблема молодёжи имеет внешнюю (отношение со стороны взрослых) и внутреннюю (с точки зрения самой молодёжи) стороны.
  • Являясь представителем современной молодёжи, хочу рассмотреть проблему изнутри.

Понятие подросткового возраста

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.


Рост и развитие подростка в переходном возрасте

  • Рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объём сердца и лёгких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом, происходят также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
  • Идёт серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растёт количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
  • В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми.

Актуальность подросткового возраста

  • Особое положение подросткового периода в развитии ребёнка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
  • Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Развитие мышления в переходном возрасте

  • Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств.
  • В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне, ему недостаёт ещё философского диалектического мышления

Подростковый интеллект

Особенности теоретического мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир.


Подростковый комплекс.

  • Проявления подросткового комплекса:
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет

Смена настроения.

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
  • Веселье, радость может быстро смениться апатией
  • Повышенная самоуверенность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
  • Неустойчивость интересов

Проблемы молодежи в 21 веке

  • Молодые люди (девушки и юноши) не знают, чем заняться (в прямом смысле). Одни сразу после школы идут за угол, и курят, и пьют; другие – на улице гуляют с утра до вечера, только некоторые посещают различные кружки и секции, находят полезные занятия.
  • У мальчиков обычно другие вредные привычки: алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Так как у подростков идет еще биологическое развитие, то происходят различные проблемы с развитием и созреванием.
  • Сейчас очень популярны дискотеки. Это хорошо – дети танцуют, отдыхают, но если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз – это ничего». Но этот один раз превращается обычно не в один раз, а в жизнь. Только старшие предлагают не только из-за того что они таки добрые – угостили, а просто им надо на что-то жить. Вот и смотрят: впечатлительный, любопытный подросток - можно дать. Поэтому почти невозможно избавиться от наркомании, мошенничества в мире. А наркоманы еще причиняют вред не только себе, но обычно они не могут себя контролировать, находясь под действием этого наркотика. Происходит большое количество нападений на малолетних, кражи, убийства и т.д.


Реальные проблемы. Статистика

  • ОСТАНОВИТЕ!!!

Кто виноват и что делать?

Может быть, в этом виноваты не только дети, но и сами родители. Некоторые приведут в школу ребенка и думают, что из него «сделают» взрослого человека (личность). Они не проверяют уроки, не помогают детям, иногда даже не интересуются успехами своих детей. Другие разрешают детям все, что те захотят. Одни хотят что-то купить – им покупают, другие погулять разрешают. Но пройдет время, ребенок взрослеет и поймет, что ничего делать сам не умеет, кроме как гулять, ему остается только жить за счет своих родителей. НО не все время будет так. Придет пора и этим детям надо будет ухаживать, помогать своим родителям (это предусмотрено конституцией РФ). Хорошо, что все же много детей выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Мне кажется, что каждый из нас должен в один день задать себе вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»


Источники информации:

http://ob38.ucoz.ru/publ/bilet_18/1-1-0-18- Подростковый возраст.

http://humanitar.ru/page/bilet_number18- Рост и развитие подростка в переходном возрасте.

http://www.sova.ru/expo/17685/prod_4483_r.htm- Проблемы молодёжи 21 века.

http://cango.net.kg/dusha_podrostka/53-smena-nastroenija-u-podrostkov.html- Смена настроения.

Переходный возраст представляет собой этап становления ребенка взрослым индивидом. Наряду с кризисом среднего возраста, переходной возраст является, пожалуй, самым драматическим периодом в жизни каждого человека.

Переходный возраст

Человек стремиться освободится од статуса «ребенок» и занять свое место в обществе, часто продолжая использовать для этого детские методы. Очень часто, вступив в переходной возраст, человек пытается высказать свой протест обществу или подстроить общество под себя.

Подобная стратегия провоцирует конфликты, возникающие в семье, в школе. Именно в переходном возрасте в сознании подростка формируются первые политические и религиозные воззрения.

По достижению 12 лет у большинства подростков проявляется бунтарский характер, вызванный желанием самостоятельного принятие решений, или необоснованных противоречий с родителями.

Переходной возраст следует рассматривать также как процесс глобальных гормональных изменений, которые зачастую вызывают агрессивное поведение, желание заявить о себе, или пойти против стабильных устоев общества.

Определение возраста

Зачастую, детство в юридическом аспекте заканчивается в 18-21 год. В этот период человек полноценно осознает возможные последствия, к которым могут привести его поступки. С точки зрения социологии, статус «взрослый» приобретает человек, который имеет возможность самостоятельно участвовать в жизни общественности.

Переходной возраст, как правило, наступает с периодом полового созревания и заканчивается в момент получения активных гражданских прав - получения водительского удостоверения, права голоса на выборах. Наступление переходного возраста происходит в индивидуальном порядке.

У некоторых детей он может наступить в 10 лет, у некоторых - не раньше 14 лет.

Подросток и тинэйджер

Подросток и тинэйджер - понятия тесно связанные между собой, так как обозначают человека, который переживает период, предшествующий юности. В некоторых странах, тинэйджерами называют молодых людей, находящихся в возрастных рамках 13 -19 лет.

Подростки - дети, которые только начинают выходить из детства: 10-13 лет. Подростки и тинэйджеры имеют как общие, так и противоположные черты. Так для этого периода характерной является эмоциональная нестабильность, которая у подростков, как правило, выражается в более яркой форме, так как процесс взросления уже запущен, но еще не сформирован.

У подростков и тинэйджеров возникают тождественные конфликты со старшим поколением. В то время как подростки могут переживать моменты несогласия в пассивной форме, тинэйджеры способны на более радикальные действия - побег из дома, присоединение к различным субкультурам или молодежным организациям.

Наиболее острым вопросом для тинэйджера является ранняя беременность или брак, спровоцированные началом ведения половой жизни.

Самоутверждение

Самоутверждение - процесс стремления достичь определенного социального статуса, либо активно поддерживать уже приобретенный. Самоутверждение имеет две формы - активную и пассивную.

Активная форма сопровождается реальными поступками, которые ведут к достижению поставленной цели. Пассивная форма является социальной демонстрацией своих желаний, нередко сопровождаемой агрессией или полемикой при полном отсутствии конкретных действий.

Самоутверждение наиболее характерно для подростков, вступивших в период переходного возраста. В это время человек стремиться утвердить собственное «Я» разными доступными и приемлемыми методами. Самоутверждение подростков может выливаться во вступление в молодежные организации, примыкание к радикальным субкультурам.

Возраст человека - это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Кого считать подростком

Пятиклассники - это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?

Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники - это младшие подростки.

Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.

Подростки относятся к категории несовершеннолетних.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).

Трудности взросления

Вы окончили начальную школу. Переход к обучению в средних классах - переломный период в вашей жизни. В младших классах вы научились читать, писать и считать, получили представления об окружающем мире. В средней школе появляются новые предметы - история, обществознание, иностранные языки, география, биология, алгебра, физика, химия. Таким образом, вы перешли к систематическому изучению основ наук. Изменилась организация вашего обучения: вместо одного учителя начальной школы появляется много учителей-предметников, вместо одного своего кабинета - кабинетная система. Многое оказывается новым: учителя, их методы обучения, учебники.

Присмотритесь к себе. Если в начальной школе вы охотно слушали подробные объяснения учителя и дословно повторяли учебный материал, то сейчас склонны рассуждать, критически оценивать любую информацию и высказывать собственное мнение. Причём собственное мнение вы цените превыше всего, ведь далось оно нелёгким путём.

Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерной чертой вашего возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Стремление всё попробовать, во всём принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов. Вы с удовольствием принимаете участие в различных видах подвижного спорта. Ролики, коньки, скейтборд, лыжи, сноуборд, велосипед - смотря что вы предпочитаете.

Таким путём у вас формируется новый взгляд на окружающий мир, вырабатываются собственные взгляды и мнения. Но не только собственное мнение, а также преувеличенное представление о собственном достоинстве и необъяснимая обидчивость.

    Интересные факты
    Недавно учёные выяснили, какие слова наиболее распространены у детей в возрасте от 8 до 14 лет. На первом месте - «любовь», на втором - «свобода», на третьем - «дружба».

Установлено, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький».

Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма: интенсивно растёт скелет (особенно конечности) в длину, а грудная клетка в развитии отстаёт. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки.

Скорее всего, это происходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслуживанию.

В подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в первую любовь. Правда, о своих переживаниях и мальчики, и девочки не всегда говорят друзьям, родителям, учителям.

    Дополнительное чтение
    Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». К ним относятся:

    • чувствительность к оценке посторонними своей внешности;
    • крайняя самонадеянность и категоричность суждения в отношении окружающих;
    • внимательность к близким и одновременно поразительная чёрствость к ним;
    • болезненная застенчивость соседствует с развязностью, а желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью;
    • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров.

Присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Аргументируйте свой ответ.

Чувство взрослости

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.

Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение.

Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое - не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых - нет.

Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать.

Отношения со сверстниками

В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.

Сверстники - люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое - непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека.

Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин - тоже группа сверстников, но только повзрослевших.

    Подведём итоги
    Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир.
    Именно в подростковом возрасте начинают активно проявляться различия между мальчиками и девочками, большую роль начинают играть взаимоотношения со сверстниками.

    Основные термины и понятия
    Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.

Проверьте свои знания

  1. Каковы границы подросткового возраста?
  2. Дайте характеристику подросткового возраста как «переходного», «переломного».
  3. В чём выражаются трудности взросления?
  4. Как проявляется у вас «чувство взрослости»?
  5. Почему в подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками?
  6. Как вы понимаете смысл высказывания: «Подростковый период - испытание, данное каждому человеку»?

Практикум

  1. Девочка Элли из сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели - вернулась домой. А в настоящей жизни какие важные поступки могут совершать дети ю-12 лет? Что им для этого необходимо?
  2. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы вели себя как взрослые, а когда - как дети. По каким признакам вы это поняли?

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Документ содержит информацию описывающую подростковый период, перечисляет пути решения проблем, возникаюших в подростковом возрасте, а также даёт рекомендации родителям, как правильно себя вести с ребенком в этом возрастном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, демонстративный, неустойивый, конформный.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.) .

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
  • Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  • Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте следить за своей внешностью.
  • Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
  • Помните: недоверие оскорбляет!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
  • Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители?»

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.