Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Советы логопеда: Гиперактивный ребенок Рекомендации логопеда воспитателям с дефицитом внимания

Валентина Антонова
Организация обучения детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Методические рекомендации для логопедов

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нередко встречаются в практике логопедической работы . Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую неустойчивы.

В школьном возрасте проблемы усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания , повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения , даже имея неплохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии» , т. е. в школьном возрасте у них могут проявиться стойкие затруднения при обучении их чтению и письму . Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.

Выявленный логопедом ребенок с СДВГ направляется на консультацию и лечение к врачу и психологу. Коррекцию речи надо начинать сразу же, не дожидаясь сглаживания проявлений СДВГ .

Основные принципы

взаимодействия с ребенком

Демонстрировать позитивное

отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

Общаться эмоционально.

Монотонная речь быстро утомляет.

Меньше замечаний – больше

похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы , что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок»

Находиться рядом. Поддерживать

зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку , дотронуться до спины, погладить плечо).

Вседозволенность, заискивание

перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике проведения логопедических занятий

1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка и проводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации занятий - индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию) .

4. Ход занятий должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договориться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

    Сообщения

    Здравствуйте, я воспитываю сына Илюшку 4-х лет. Со множественными проблемами. Основная из них конечно же гиперактивность и отсутствие речи, точнее речь есть., но это «как тут говорят» скорее абракадабра какая-то. Очень верю что есть какие-то рекомендации для работы с детьми, у которых «дефицит внимания» в избытке. Логопеда посещаем не первый месяц, но заниматься с ним крайне тяжело.
    Еще хотелось бы узнать по какой методике (или используя, какую литературу) можно наиболее эффективно заниматься с ребенком дома? Для ребенка диагноз которого — сенсорная алалия (на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, гидроцефального синдрома).
    Благодарю за понимание.

    Mary, у моего сына подобные проблема, правда мы младше нам 2,4. Литературу пока не подскажу, но могу рассказать о приеме развития концентрации внимания который у нас хорошо идет. Как ни странно это банальная игра в наперстки(перекатываете шарик из под одного под другой наперсток, а потом спрашиваете где). В маршрутке по пути из сада я перебрасываю из руки в руку каштан. 🙂

    Mary, мы с трех лет начали заниматься с логопедом, сменили двух. Причина, как мне казалось, в гиперактивности и неусидчивости сына. Результат от занятий был 0, а если точнее то за год(учебный) прибавили в словарь около 50 слов с косноязычным произношением. В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие. И что же я услышала в конце первого занятия про своего ребенка? «Совершенно отсутствует воспитание!» Я была в шоке!!! Мой сын и не воспитан!!! Она объяснила «Даже самый больной ребенок должен четко знать что можно, а что нельзя. Если сегодня это можно, то можно и завтра, а если чего то сегодня нельзя, этого НЕЛЬЗЯ никогда. Ребенок должен понимать и знать что перед ним педагог которого нужно слушать и который работает ему на благо». Скажу честно, идти на второе занятие не хотелось, но настоял муж «Сыну не помешает строгости». Так вот уже с третьего занятия он её слушает и продуктивно занимается. Наше СДВГ никуда не делось, просто занятия строятся так что как только он устает от одного вида деятельности, сразу внимание переключается на другой. Так за 45мин они могут отрабатывать звуки, слоги, разложить пазлы, вырезать, клеить, поиграть в пальчиковые игры, сделать артикуляц.гимнастику, массаж лица, ушек, попеть песни, выучить стишки. Я убежденна, что каждому ребенку нужно своего логопеда. Ну если не получается у Илюшки с этим логопедом попробуйте другого.
    А про занятия дома-почитайте архивы форума. Очень много написано: и книги, и игры, и ссылок много.

    В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие.

    Таня-Матвейка,я думаю в нашли хорошего специалиста,строгость действительно не помешает детишкам с СДВГ.Моему только такой педагог и нужен,что бы он побаивался.Если не секрет,с кем занимаетесь,координатики не подскажешь?

    Тань, это так пишут, когда хотят полностью согласится с написанным, тобишь плюс еще одно такое же мнение.

    У меня с педагогами та же история, как только вижу СЮ-СЮ-канье, знаю точно, дело не тронется с места.

    Бывают такие логопеды(причем знающие, что говорят сенсорному алалику с СДВГ):
    -Солнышко-лапочка-миленький-славненький-нука-пожалуйста-родненький-ды-ды-дыды….

    Пока она третье свое «КИТАЙСКОЕ» слово сказала он уже далеко ….висит на дверной ручке и рвет когти из кабинета….

    Вообще, диагноза СДВГ нет.
    Сюсюканьем точно не наработать. Должны дети в конце концов понять, что эта тетя не играет. Моему тоже психолог удивилась, что он совершенно ничего не понимая(как кажется) из-за стола не выходил на занятиях, а встал ровно через 45 минут. И так мы разобрались(почему сколько сидит и встает)на третий раз. У него уже это отработано на подсознании(мне кажется). Но на это нужно время. 1000 раз некоторым(как мой)

    Вооот, чем мне нравится логопед с которой мы этим летом занимались в Евпатории, дама старой закалки, усадила сына и все, никакой беготни, прижала его к стулу (приобняла) и работать! Результат за месяц был такой, какого мы год с нашим логопедом дома добиться не могли. Ротому что у нее выполнил задание — «молодец детка, побегай», потом усаживаем обратно 5 минут….
    Приехали домой, скатились снова на старое поведение (((
    Кстати, невролог мне сказала что с такими детьми хорошо работает техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.

    «техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.»

    Сижу и думаю, это ж как, это ж в какой позе?? Чтоб прижать и работать это только со спины в обнимку, чтоб не рыпался…
    А так чтоб в глаза, это только его спиной к стене припереть что-ли?

    МОи логопеды «учат сидеть» и слушать первое время(сложных детей) , у нас с этим проблем нет.. может и посидеть..Я сама работаю с СДВГ, обучаю их английскому языку, мне сложно потому как абсолютно не подготовлена к такой работе, все методом проб и ошибок, но могу сказать точно, что дети очень необычные, обычно я легко могу вступить в контакт, но вот конкретно процесс обучения строится сложно…зато их успехи для меня самые приятные.

Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу? Коррекционные занятия c логопедом-дефектологом для детей, имеющих диагноз задержки речевого развития, задержки психо-речевого развития, общего недоразвития речи.

Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские логопеды-дефектологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций ребенка, в том числе на постановку звуков, развития восприятия и слуха, коррекцию лексико-грамматических нарушений, формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу?

Логопедические занятия проводятся с детьми возраста 10 месяцев и старше при появлении первых признаков следующих речевых нарушений:
  • 10 мес - 1,5 года (когда «словарный запас» ребенка активно пополняется): в лексиконе ребенка долгое время не появляются «новые слова»;
  • с 2 до 3 лет (период очень быстрого освоения речи): ребенок употребляет мало частей речи, не проговаривает простейшие предложения;
  • с 3-х лет: ребенок не заговорил.

Если после 5 лет ребенок:

  • ребенок заикается;
  • неправильно выговаривает некоторые звуки; переставляет слоги в словах;
  • грамматически неправильно строит фразы (опускает все предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);
  • испытывает большие сложности логично и последовательно передать смысл высказывания;
  • имеет неотчетливую речь: слова смазаны, эффект «каши во рту».

Почему важна логопедическая коррекция в раннем возрасте?

Очень важно, чтобы любые отклонения в развитии речи у ребенка были вовремя замечены и скорректированы. В наше время почти каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, в идеале, перед школой требуется именно речевая подготовка. Например, если вы планируете отдать малыша в государственный или частный детский сад, то посещение корректирующих занятий логопеда-дефектолога позволит подготовить Вашего ребенка к получению дошкольного образования. Дело в том, что многие речевые проблемы детей очень трудно обнаружить в обиходе, но они становятся очевидны тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. В таких ситуациях коррекция потребуется уже в школьном возрасте, чтобы ребенок не отставал от сверстников в освоении материала.

Как проводятся занятия?

Перед началом курса занятий логопед-дефектолог проводит , и, по факту обнаружения речевых нарушений , разрабатывают индивидуальную программу коррекционных занятий.

В нашем Центре коррекционные занятия с ребенком проводятся индивидуально в специально оборудованном логопедическом кабинете, в игровой форме с использованием упражнений на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций:

  • постановка и автоматизация вызванных звуков;
  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • коррекция лексико-грамматических нарушений;
  • активизация и обогащение словаря;
  • коррекцию и формирование моторных функций: артикуляционной моторики (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика), мелкой и общей моторики;
  • развитие различных видов внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы;
  • работа над просодикой речи: (высотой, силой, тембром голоса, интонационной выразительностью).
  • а также массаж (зондовый, либо ручной).

Что делать если мы не можем приехать?

On-line (дистанционные) занятия с учителем-логопедом


Часто бывают ситуации, когда в процессе занятий с логопедом семья уезжает на некоторое время из Москвы, но курс занятий прерывать нельзя. В таких случаях в ЦДКРН проводятся занятия с учителем-логопедом дистанционно (on-line).

Перед началом курса он-лайн занятий учитель-логопед проводит как , так и несколько занятий для установления контакта с ребенком, выработки программы коррекции,

Если у ребенка нет возможности приехать в Центр для диагностики, то процесс работы строится на основании первой он-лайн сессии с ребенком и родителями, после которой становится в общих чертах понятна степень речевых нарушений и отклонений. Учитывая неизбежную ограниченность он-лайн системы коммуникаций, логопед педагог выбирает такую программу занятий, которая возможна в данной ситуации.

Уточнение и более адресная работа с ребенком возможна только после полной очной диагностики речевых нарушений в ЦДКРН.

В нашем Центре коррекционные он-лайн занятия с ребенком проводятся индивидуально в специально оборудованном логопедическом кабинете, со специальным оборудованием для двусторонней коммуникации.

Клиент обеспечивается специальными материалами для подготовки дома

Во время он-лайн сессии через видео систему демонстрируется материал. Учитель-логопед и ребенок работают по высланным и распечатанным родителями заранее рабочим заданиям и текстам.

Работа с ребенком в режиме он-лайн (дистанционно) допускается в следующих случаях:

  • Существует качественный интернет канал (не менее 10 мбт./сек) со стороны клиента;
  • Распечатан заранее специально высланный рабочий материал
  • Организовано время и место со стороны клиента, которое позволяет провести сессию без отвлечений и перерывов
  • Проведена предварительная работа с ребенком, в том числе диагностика.
  • Родители имеют возможность оплатить занятия через удаленный банк по выставленному заранее и предоплаченному заранее счету.

Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для достижения определенного результата, в зависимости от возраста ребенка, требуется курс нескольких занятий.

Нарушения развития речи, с которыми мы работаем:

Специалисты ЦДКРН (Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии ) имеют большую практику комплексных исследований и коррекции у детей следующих речевых нарушений:

  • Алалия
  • Дизартрия
  • Заикание, мутизм, сурдомутизм
  • Речевые нарушения, связанные с дефектами артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалии)
  • Дисграфия
  • Дислалия
  • Дислексия
  • Дисфония
  • Задержка речевого развития (ЗРР)
  • Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
  • Общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Ринолалия
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи

а также речевых нарушений при:

  • Аутизме
  • Задержке психического развития (ЗПР)
  • Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Синдроме Дауна
  • Умственной отсталости

Наши логопеды-дефектологи:

Одинокова Галина Юрьевна

Кандидат педагогических наук, супервайзер ЦДКРН, логопед, дефектолог. Стаж практической работы с детьми - 26 лет. Проводит диагностику речевого и психического развития ребенка, начиная с младенческого и раннего возраста (до 3 лет), а также детей дошкольного и школьного возраста, определяет направления коррекционной помощи. Является участником многочисленных международных конференций. Автор более 40 научных и научно-методических публикаций.

Приветствуем Вас на сайте МУ "Центр сопровождения"! На сайте представлена актуальная информация о деятельности организации, новшествах законодательства в сфере деятельности организации, предоставляемых услугах, контактных данных сотрудников и прочее.

С помощью формы обратной связи, Вы без труда свяжетесь с нами и сможете получить всю интересующую Вас информацию.

Служба семейного устройства и приемная: ПН-ЧТ с 9.00 до 17.00, ПТ с 9.00 до 15.30, обед с 13.00 до 13.30.

Контакты - МОУ «Центр ПППСП»:

СОЗДАН 15 апреля 2002 году как МОУ « Центр психолого-медико-социального сопровождения» с целью оказания специализированной коррекционно-образовательной, диагностической, психолого-медико-педагогической и социальной поддержки детям и подросткам от 0 до 18 лет, а также консультативно-методической помощи родителям (законным представителям), специалистам учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты. 9 ноября 2018 года учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа «Центр психолого-педагогической помощи и социальной поддержки».

ЯВЛЯЕТСЯ единственным в г. Петрозаводске муниципальным бюджетным учреждением, в котором реализуется комплексный мультипрофессиональный подход к вопросам поддержки всех участников образовательного пространства.

ОКАЗЫВАЕТ психологическую, логопедическую и медико-социальную помощь всем участникам образовательного процесса.

РАСПОЛАГАЕТ широкими возможностями коррекционного обучения с использованием специальных программ и методик при участии высококвалифицированных специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и методистов).

ПОМОГАЕТ детям и подросткам адаптироваться в социуме, активно участвовать в учебной, культурной и общественной жизни.

СПОСОБСТВУЕТ оказанию специализированной коррекционной помощи, поддержки и сопровождения детей и подростков, родителей и специалистов системы образования и социальных партнёров.

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ:
консультации всех специалистов, экспертная диагностика детей с проблемами в развитии и трудностями обучения, проведение коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий, занятия в АРТ-мастерской и по БОС-технологии, логопункты в МДОУ, родительские клубы для детей раннего возраста "Шагаем вместе с мамой" и "Родительская любовь" для родителей замещающей семьи; летние профильные площадки для детей; просвещение специалистов образования, здравоохранения и родителей.

ЦЕНТР ГОТОВ К ВЗАИМОВЫГОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В : разработке, изучению и внедрению инновационных коррекционных технологий и методик, организации и проведении научно-практических семинаров, конференций; совместном написании и реализации проектов; научно-просветительской и издательской работе.

График работы Центра : с 09:00 до 17:00 с понедельника по пятницу.

Служба семейного устройства и приемная: ПН-ЧТ с 9.00 до 17.00, ПТ с 9.00 до 15.30, обед с 13.00 до 13.30.

Суббота, воскресенье - выходные дни.

Адрес :185005, г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 5


Телефоны :

ВНИМАНИЯ

Повышенная психомоторная возбудимость – это патология поведения у детей, всё чаще встречаемая в различных странах. Чаще всего такое отклонение в поведении классифицируется как ADHD . В России такое нарушение называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

ADHD – это диагноз, который ставят и детям и взрослым, имеющим проблемы в познавательной деятельности, а также нарушенную регуляцию поведения, проявляющуюся в наиболее важных жизненных сферах (например, в семейных и межличностных отношениях, в учёбе или в работе). Такие проблемы являются следствием отклонений в сфере контроля импульсов, а также повышенной возбудимости и расстройства внимания.

В классификации выделяются три подтипа ADHD :

Преобладают нарушения концентрации внимания;

Преобладают повышенная моторная возбудимость и

чрезмерная импульсивность;

Смешанный тип.

Согласно классификации МКБ -10, мы имеем дело с синдромом гиперактивности при наличии следующих симптомов: рассеянность, повышенная возбудимость и импульсивность.

Типичное для СДВГ отклонение в поведении обычно проявляется в возрасте от трех до пяти лет, однако первые симптомы могут проявиться в любом возрасте. Если первые симптомы проявляются в возрасте старше 7лет, то диагноз СДВД исключается. Часто уже в младенческом возрасте сверхвозбудимые дети капризны, плаксивы, имеют проблемы с засыпанием. У некоторых детей наблюдается неприязнь к физическим контактам. Иногда такие дети проявляют отвращение к определённым вкусам, запахам или продуктам, а также чрезмерную чувствительность к свету, к звукам.

Увы, повышенная психомоторная возбудимость – это нарушение, которое не проходит с наступлением периода полового созревания. Симптомы данной патологии могут проявляться и после 20-года жизни. Большая часть взрослых, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, несмотря на отсутствие типичных отклонений, имеют проблемы с адаптацией в своей школьной, профессиональной среде либо в иных социальных ситуациях.

Дети с СДВГ в два, а в некоторых случаях и в три раза чаще, чем сверстники, терпят школьные неудачи, остаются на второй год либо вообще бросают школу. Даже дети, у которых уровень интеллектуального развития средний и выше среднего, достигают намного меньше своих возможностей.

Несмотря на то, что дети с СДВГ такие же способные, как и их сверстники, они, однако, имеют проблемы с пониманием, переработкой и передачей вербальной информации, ведут себя неадекватно, проявляют иные познавательные стили. Такое поведение часто трактуется как признак низкого уровня интеллектуального развития. Педагоги воспринимают сверхвозбудимых детей как рассеянных, невнимательных, иногда определяют их как способных, но ленивых, в связи с чем не ждут от них хорошей успеваемости.

У детей с СДВГ появляются также проблемы с социальной адаптацией.

Эти дети имеют повышенную потребность в контактах со сверстниками. Увы, низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции нередко приводят к тому, что дети с СДВГ бывают социально изолированными и чувствуют себя одинокими.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Чаще его выявляют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляется при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребёнка становятся все заметнее.

Полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам.

В дошкольном возрасте взрослые не всегда осознают глубину проблемы, считая что ребёнок «просто маленький, вот пойдет в школу, тогда...». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются.

Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.

Её последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию.. Важное место занимает медикоментозная терапия

Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех случая. Проявления ребёнком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

Возникает в возрасте до 8 лет;

Присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в

школе, дома, в труде, играх);

Не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными,

диссоциативными расстройствами или психопатиями;

Вызывает значительный психологический дискомфорт и

дезадаптацию;

Признаки сохраняются не менее 6 мес.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, из многолетнего опыта разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ

    Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

    Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

    Меньше замечаний – больше похвалы, так как психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок.

    Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, тактильный (для привлечения внимания и взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

    Вседозволенность, заискивание перед ребёнком недопустимы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

1.Форма проведения занятий – индивидуальная или в небольшой группе.

    В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

    Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

    Использовать разнообразный наглядный материал.

    Использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты.

    Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

    Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

    Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СНЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ.

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований

По отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны быть дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребёнка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением:

Использование биоэнергопластики (соединение артикуляционной гимнастики с движением руки).

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ША(руки вперёд) – ШО (руки вверх) – ШУ(руки опустить);

- «игра на пианино». « Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со;

Можно предложить сделать «песенку» грустной или весёлой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

Игры с перебрасыванием друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь

пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);

- «Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного

предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

- «Живые слова»: каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача –

занять своё место в предложении;

- «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем

продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьёт

ананасовый сок») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения,

затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает её содержание;

- «Прошагай предложение»:

Ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Эти и аналогичные задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы.

Таким образом логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ

Учитель-логопед: Ерышева Ольга Николаевна.