Если вы пришли на консультацию логопеда в первый раз. Памятка "рекомендации логопеда родителям" Скачать памятки консультации для родителей от логопеда

Уважаемые родители !

  1. Придите за 5-10 минут до начала консультации или логопедического занятия.
  2. Разденьте ребенка, наденьте на него сменную обувь, сами наденьте бахилы или сменную обувь.
  3. Соблюдайте тишину, ожидая назначенного времени. Помните, за закрытыми дверями кабинетов идут консультации и занятия!
  4. Ждите приглашения учителя-логопеда.

Если Вы пришли на консультацию логопеда в первый раз,

заблаговременно уточните у секретаря фамилию, имя и отчество учителя-логопеда, день и время консультации, а также номер кабинета, в котором принимает специалист.

Если Вашего ребенка зачислили на логопедические занятия:

  1. Неукоснительно выполняйте все рекомендации учителя-логопеда.
  2. Домашние занятия по заданию учителя-логопеда проводите ежедневно. Отсутствие или недостаточное количество домашних занятий, а также их неудовлетворительное качество значительно отдаляют положительные результаты коррекционного обучения, тем самым мешая другим детям получить логопедическую помощь.

Помните, чтобы домашние логопедические занятия были успешными, необходимо:

  1. Определить четкое время занятий . Правилу занятий в определенное время нужно следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
  2. Определить продолжительность занятий. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут – для детей 3-4 лет; 15-20 минут – для детей 4-5 лет; 20-30 минут – для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Предварительно изучить задание к моменту занятий (не делать этого при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне и т.д.), а над чем нужно поработать перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы типа: «Что будем сначала делать – учить скороговорку или составлять рассказ?» Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
  4. Занятия проводить в виде игры или во время игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
  5. Во время занятия разговаривать с ребенком мягко и не авторитарно.
  6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты. Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой, «поучить» любимую игрушку (куклу), медвежонка).
  7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
  8. Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов. Если ребенок затрудняется, никогда не выполняйте задание за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный ответ или исправит вашу ошибку. Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Доброе отношение, похвала, игровая форма, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

Желаю успеха!

Учитель-логопед высшей категории Загоденко Наталья Ивановна

не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

Р от – 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

У ши – лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

Г лаза – 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.

2. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи.

3. Сидякина Н.Н. Десять простых советов логопеда.

Р ечь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

З адавайтеОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

В ыдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты ) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

В нелёгкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:


1.

поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

2. правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
- проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

3. на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

4. проследить, чтобы ребёнок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:


1. ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;

2. выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребёнка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

3. занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребёнка. Если в занятия включаются разнообразные упражнения, то ребёнка следует убедить, что они необходимы;

4. занятия не должны продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребёнка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует с другими видами работ;

5. занятие не следует перегружать заданиями;

6. на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбирать соответствующий комплекс упражнений; к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом», уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идёт раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить той или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

Ребёнку важно уметь:


- определять место заданного места в слове (в начале, середине, конце);
- делить слова на слоги;
- различать твёрдые мягкие согласные;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать слова, похожие по звучанию;
- различать слова, отличающиеся одним звуком;
- находить слова, в которых нет заданного звука;
- осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения.

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечётко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребёнок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцирую появление ошибок при чтении и на письме.
Занятия эффективнее в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

3. Развитие моторики и графических навыков.

Необходимо тренироват



- пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребёнку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)
- общую моторику;
- мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приёмы :

Пальчиковые игры;
- штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.)

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой несерьезного отношения к логопедическим занятиям, как учеников, так и их родителей. Зачастую в автоматизации поставленного звука участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительная динамика затягивается, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают логопеда, как врача - "Работайте, а мы в стороне".

Но ведь у логопеда нет "волшебной таблетки", выпив которую ребенок идеально заговорит. Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.

Для привлечения и заинтересованности родителей, я разработала письмо - памятку от имени учеников посещающих мой логопункт.

Дорогие и любимые папочка и мамочка!

Я знаю, что вы меня очень сильно любите. Больше всего на свете вы хотите, чтобы я вырос успешным человеком. Человеком с большой буквы. Сейчас у меня сложный период и мне нужна ваша помощь. Я учусь говорить правильно. Я стараюсь, но ведь я ребенок и иногда забываю заниматься. А вы взрослые, и можете мне вовремя напомнить. Мне нужно научиться правильно произносить такие звуки: __________(перечислены нарушенные у ребенка звуки), поэтому с сегодняшнего дня у нас в семье устанавливаются такие правила:

  1. Я рассказываю вам сказку «О веселом язычке» и делаю артикуляционную зарядку перед зеркалом. (3 раза в день по 5-7 минут)
  2. Я учусь правильному речевому дыханию. (3 раза в день)
  3. Я делаю пальчиковую гимнастику. (3 раза в день)
  4. Я учусь правильно произносить звуки. (регулярно)
  5. Я выделяю исправляемый звук во всех словах. (постоянно)
  6. Я говорю правильно, а если вы услышали неправильный звук, вы должны попросить меня исправить свою ошибку. (постоянно)
  7. Я обязательно выполняю задания данные мне логопедом на дом. (постоянно)

Эти правила действуют каждый день, до полного исправления звукопроизношения. А для правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик у меня есть шпаргалочки:

1 Шпаргалка: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - перед зеркалом!!!

1. "лопатка" - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
2. "Часики" - движения языком вправо-влево.
3. "Маляр" - движения языком вперед-назад по нёбу.
4. "Качели" - движения языком вверх-вниз:
а) к верхней - нижней губе
б) к верхним - нижним зубам
5. "Вкусное варенье" - круговые движения языком по губам.
6. "Чашечка" - широкий язык поднят вверх:
а) к верхней губе
б) к верхним зубам
в) к верхним альвеолам
7. "Лошадка" - щелканье языком.
8. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.



2 шпаргалка: ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

1. Вдох и выдох через нос.

  • Вдох через одну ноздрю - выдох через другую.
  • Вдох и выдох толчками.

2. Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

  • Вдох через одну ноздрю - выдох обычный.
  • Вдох толчками - выдох обычный.
  • Вдох обычный - выдох толчками.
  • Вдох и выдох толчками.
  • Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

3 Шпаргалка: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Пальчики здороваются»
Прикоснуться каждым пальцем к большому пальцу, начиная с указательного. Затем в обратном направлении: от мизинца к большому и т. д. Сначала правая рука, потом левая, и одновременно.

2. «Крестики-нолики»
«Нолик»- большой и указательный палец образуют круг, «Крестик» - скрещивание указательного и среднего пальца. Повторять по 10 раз. Каждой рукой по очереди.

3. «Волшебный счет»
Положить ладонь на ровную поверхность и каждым пальчиком постучать по поверхности под счет до 5. Можно считать слова с закрепляемым звуком.

4. «Коза» - «Заяц»
«Коза» - сжать кулачок, выставить вверх указательный палец и мизинец. «Заяц» -сжать кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы. Упражнение выполнять под счет «коза-заяц» по 10 раз каждой рукой по очереди.

Я очень жду вашей помощи.
Ваш сын/дочь _____________________(подписывает сам ребенок)

Эта памятка-письмо дало свои результаты. Родители не хотят подводить своих детей и занимаются дома. В связи с этим, процесс автоматизации исправленных звуков продвигается быстрее.

Как заниматься с ребёнком дома.

Произносительная сторона речи, грамматический строй речи, связная речь в основном формируются в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатели и логопед упражняют детей в чётком произнесении слов, учат грамматически правильно оформлять речь, помогают овладевать навыками связного высказывания. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени проводит и вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевают речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом и воспитателями в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому все речевые упражнения в тетради должны сопровождаться иллюстрациями (или вы их рисуете вместе с ребёнком, или подбираете и наклеиваете готовые картинки). Обязательно внимательно рассмотрите их с ребёнком и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятия зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.

Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.

1. пальчиковая гимнастика - каждое занятие полезно начинать с упражнений для пальцев рук, т.к. они – второй орган речи, который способствует быстрому становлению и закреплению звуков. Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребёнком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

2. артикуляционная гимнастика: упражнение для губ, для языка, дыхательные у упражнения в сочетании с упражнениями для губ и языка.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие тре требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом;

Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко;

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действием ребёнка);

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка;

Помните: гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следите, чтобы он от неё не уставал.

4. закрепление правильного произношения уже поставленного звука: в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Эти упражнения могут сочетаться с упражнениями на формирование грамматического строя и связной речи (ответы на вопросы, подбор синонимов, антонимов, пересказы текстов, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок). Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. По-чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

Ваш доброжелательный настрой – залог успеха ребёнка!

Практические советы для взрослых

по поддержанию у ребёнка положительного эмоционального настроя.

  1. Как только ребёнок начинает говорить и может выразить словами, что ему нужно, - он должен быть отучен от плача. На любую просьбу ребёнка надо сразу реагировать, не доводя до плача.
  2. Соблюдение режима.
  3. Любой день начинается с утра, а утро – с вечера. Вечер должен быть спокойным, укладывайте ребёнка спать в хорошем настроении, с таким настроением он и проснётся.
  4. Постоянный эмоциональный контакт с ребёнком: беседы, игры, занятия в благожелательном настроении.
  5. Благоприятный климат в семье.
  6. Практические тренинги (внушения), которые вселяют уверенность у детей: «У тебя всё получится», «Ты всё сможешь».

ПРАВИЛА:

  1. Начинайте с похвалы и признания достоинств.
  2. Указывайте на ошибки не прямо, а косвенно: «А я бы сделала так».
  3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте, задавайте вопросы вместо приказов.
  4. Давайте ребёнку возможность спасти свой престиж. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
  5. Создавайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать: «Ты добрый, я знаю».
  6. Создавайте впечатление, что ошибка легко поправима: «Ничего страшного, это можно исправить».
  7. Добивайтесь, чтобы дети были рады сделать то, что вы предлагаете. Труд надо ставить в поощрение, а не в наказание.

Если, соблюдая правила, в поведении ребёнка замечаете неадекватную (неправильную) реакцию, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Зачастую эмоциональные срывы (вспышки агрессии) происходят в виду развивающегося заболевания, не обязательно психического. Вопросы здоровья ребёнка лучше решать в дошкольном возрасте, т.к. поступление в школу, масса уроков и несоблюдение привычного режима наносят удар по нервной системе здорового ребёнка. А если ребёнок ещё и не вполне здоров?